Вопрос читателя:

Продолжается ли духовное развитие после смерти?

У человека мозг, как правило, хорошо развивается до 25 лет, потом развитие идёт хуже. Он получает информацию, обрабатывает ее, но сам интеллект развивается с трудом. После смерти человека не ограничивает его плоть. Происходит ли развитие интеллекта после смерти?

Как часто говорят, человек создан для счастья. Но под счастьем можно подразумевать что угодно. Есть люди, которые помешаны (в хорошем смысле) на своем интеллектуальном развитии. Они каждый день делают все, чтобы быть лучше (Ференц Лист, Карл Гаус, Антон Рубинштейн и т. д.). Наверное, они и сейчас этим занимаются. Существует ли черта интеллектуального развития, которую человеку нельзя переходить?

Максим

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Максим!

Почему-то Вы отождествляете духовное развитие человека и развитие его интеллекта. В то время как это не одно и то же.

Учение Православной Церкви не содержит подробностей о развитии человеческого интеллекта после смерти. Лишь косвенно из слов Господа и Спасителя Христа в Мф. 22:30 мы можем полагать, что жизнь в Царствии Небесном существует по иным законам, чем на Земле: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Уподобляя образ жизни в раю ангельскому, Господь обрисовывает такое состояние человеческой души, в котором она занята не эгоистическим саморазвитием весьма ограниченного интеллекта, а общением с живым Богом — Творцом этого интеллекта и всего сущего в мире. Именно это общение с Богом и составляет счастье живущих в раю, а вовсе не исступленное стремление познать то, о чем можно просто спросить Создателя.

Стремление самим сделать себя лучше — лозунг строителей вавилонской башни, богоборческий по своей сути. Он прямо противоположен успокоению души и миру, который дает человеку только познание Бога.

В Царствии Небесном оказываются лишь те, кто научились у Христа главному — кротости и смирению сердца: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30).

Поэтому, на мой взгляд, Ваше представление о Царстве Небесном и духовном состоянии его обитателей несколько отличается от того, чему учит нас Священное Писание и Предание Церкви.

При этом мы не можем как отрицать, так и утверждать возможность собственно духовного развития человека в раю. Под духовным развитием здесь стоит понимать развитие сил и способности души к общению с Господом. Получая неизреченную радость от общения с Создателем, душа, вполне возможно, может укрепляться в своей любви к Богу. Именно в этом и состоит подлинное духовное развитие.

Известно, что знание надмевает. И единственная грань интеллектуального развития человека — нравственная. Когда, упиваясь знаниями, дарованными Богом, человек с развитым интеллектом начинает считать себя выше других, берет на себя право решать вопросы жизни и смерти людей, такой человек пытается украсть права Бога. Итог такого превозношения всегда печален.

Стремление христианина стать лучше в земной жизни может опираться только на желание приумножить таланты, данные ему Небесным Отцом, чтобы порадовать Его и не оказаться лукавым и неверным в очах Божиих:

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:14-30).

Впрочем, рассуждая о подобных вещах, стоит помнить слова святого апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9) и понимать всю отвлеченность подобных рассуждений.

Желаю нам обоим оказаться в Царствии Небесном, чтобы опытным путем судить о возможности и необходимости духовного развития в райских обителях!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: