Проблемы существования теологии как научной и образовательной дисциплины в нашей стране обсудили в пятницу 21 декабря на круглом столе «Теологическое образование в универсуме современной России» в РИА Новости.

Проблемы преподавания теологии в вузах обсудили в Москве

Непосредственным поводом для разговора стал показ документального фильма «Университет», посвященного 20-летнему юбилею Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (руководитель проекта Александр Архангельский (исполняет функции иностранного агента), режиссер Елена Ласкари, автор сценария Ксения Лученко). Ведь ПСТГУ в современной России, как отметил на круглом столе Александр Архангельский (исполняет функции иностранного агента), является как раз тем вузом, где встретились сегодня светское и духовное образование, где возникает и передается студентам как светское, так и духовное знание.

Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в своем выступлении подчеркнул, что развитие в сегодняшних условиях теологического образования – это способ преодоления сложившегося в нашем сознании, у нашего народа трагического разделения между верой в Бога и нашей же жизнью: «Так случилось, что именно в истории нашей страны этот проект разделения веры и жизни осуществился в наибольшей степени. Не без крови конечно, но это смогли сделать те, кто, кстати, сами тоже во что-то верили. Только предмет их веры был абсурдным. Значит, перед нами стоит задача объяснить, во что верить правильно. Надо вернуть нашему народу способность правильно верить и правильно мыслить, и не только о бытовых и обыденных предметах, но, главным образом, о жизни как таковой. Наше дело – показать, что возможно религиозное светское образование. Теология и является таким религиозным светским образованием».

Между тем проблем в этой области на сегодняшний день более чем хватает. Это и сложное положение немногочисленных кафедр теологии в российских вузах, большинство которых пребывает на грани закрытия из-за недостатка финансирования, и отсутствие теологии в списке рабочих специальностей и научной номенклатуры ВАК. Возможности выпускников кафедр теологии не используются в деле подготовки учителей по ОРКСЭ, что начинает негативно сказываться на уровне преподавания этого предмета в средней школе.

Недавно ПСТГУ наряду с некоторыми другими крупными столичными вузами Министерством образования был внесен в список вузов, обладающих «признаками неэффективности». Как объяснил отец Владимир, это было сделано потому, что в ПСТГУ студенты учатся в основном бесплатно: «Мы эффективность понимаем по-другому. У нас, например,  очень эффективно развивается наука. Мы университет, а не коммерческое предприятие. У нас не стоит задачи получения прибыли, выжимания денег из студентов, которые благодаря нашим жертвователям имеют возможность учиться бесплатно».

Проблемы преподавания теологии в вузах обсудили в Москве

С другой стороны, отсутствие теологии в списке научных и трудовых специальностей обуславливает невозможность формально устроиться дипломированным теологам на работу по специальности: «Эффективность вуза следует оценивать по востребованности его выпускников, – сказал отец Владимир, – но эта оценка не так проста, как кажется. Если спросить формально, кто работает теологом, то ответом будет “никто”. Например, отсутствуют ученые советы по теологии, и наши выпускники защищают диссертации по философии, истории и т.д. Тем не менее, приведу такой пример. Недавно мы провели опрос на факультет церковного пения, и выяснили, что из окончивших его за все время 176 человек по специальности работает 94 % его выпускников. Одновременно в их семьях родилось 270 детей. Так эффективна деятельность этого факультета или нет?»

Как подчеркнул отец Владимир, важно понимать, что преподавание в высших учебных заведениях теологии не является признаком клерикализации нашего государства или системы образования. Это скорее возвращение к истокам российской и европейской культуры, которая имеет христианские корни. Проректор ПСТГУ, доктор исторических наук священник Георгий Ореханов сказал во время круглого стола, что, например, в России до революции 1917 года, несмотря на все более углублявшийся раскол между Церковью и тогдашним образованным обществом, все же существовало единое образовательное и интеллектуальное пространство гуманитарной и богословской науки. Это выражалось в возможности чтения лекций профессорами как в светских учебных заведениях, так и в духовных школах, в свободном обмене мнений между представителями светской гуманитарной и богословской науки, и др.

На сегодняшний день задача по восстановлению подобного единого пространства в нашей стране не решена до сих пор, и впереди еще предстоит огромная работа в этом направлении.

Источник фотографий: сайт ПСТГУ

0
0
Сохранить
Поделиться: