Преподобный Серафим Саровский - близкий и родной святой для многих русских людей. Каждый находит в его житие, поучениях, что-то важное именно для себя. Наш постоянный автор, Дмитрий Сладков, советник дирекции Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, написал для "Фомы" о том, чему его учит Серафим Саровский, какой образ святого ему ближе всего.
Для меня преподобный Серафим— это человек, который своим примером учит нас помнить об апостольской заповеди: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Церковная жизнь— вещь непростая, в последние годы всем нам пришлось пережить тяжелые испытания. Думаю, к этому стоит отнестись серьезно. Но, как говорит один мой старший товарищ, серьезность во всех случаях нашей жизни должна быть не звериная, а ангельская. Надо быть серьезным, отвечая на серьезные вопросы и размышляя о серьезных вещах. Но плохо, если это приведет к желанию ухватить кого-то зубами за бок. И в устроении своего внутреннего мира уподобляться лучше не зверю, но ангелу. Для меня, например, очевидно, что ангелы— веселые и легкие. Иначе они не смогли бы летать.
И батюшка Серафим— как раз образ веселого человека. На иконах его нередко пишут по-другому, не без некоторой строгости, но, по моему внутреннему восприятию, он именно что весел. Если внимательно перечитать, например, его беседу с Мотовиловым, попытаться воспроизвести по ней интонацию живой речи, то видно, что это говорит человек с незаурядным чувством юмора. Чего стоят, например, сравнения — так и чувствуется монашеская легкость и радость. И, конечно, никакой он не старик-лесовик. Это уроженец Курска, крупного по тем временам города, человек образованный, книжный. В глуши мордовских лесов он был носителем городской восточнохристианской цивилизации.
Мне посчастливилось принимать участие в подготовке торжеств 2003 года в честь 100-летия прославления преподобного Серафима. Тогда многое было сделано, но сейчас, спустя двенадцать лет, когда в Сарове возрожден монастырь,восстановлены некоторые храмы, я понимаю, что впереди еще огромная работа. Храмы — это самый первый шаг, самое главное в том, что же именно после их восстановления будет происходить с людьми. А происходить, как известно, может разное. Сегодня мы уже имеем немало свежих доказательств известной и старой истины, что Бог – Он не в бревнах, а в ребрах.
Да и Саров сегодня только-только становится настоящим городом. Говорить о«городе Сарове» никогда раньше не приходилось: сначала здесь был монастырь без посада— пустынь, потом один из островов гулаговского архипелага, потом сверхсекретный ядерный спецобъект… Только в последние два десятилетия здесь стало появляться настоящее городское самосознание. Каким путем пойдет развитие дальше— во многом зависит от сегодняшних решений. Проблем немало…
И в стране их немало.
Однако я глубоко убежден: проблемы— это не повод унывать и печалиться. В этом лучший пример для нас— преподобный Серафим с его ангельской серьезностью.
Фото - Серафимо-Дивеевском монастырь, источник: www.patriarchia.ru
Читайте также: