Рассказ в картинках о самом знаменитом русском иконописце - преподобном Андрее Рублеве.
Родился и взрослел будущий великий иконописец в 1360-1370 годы, в эпоху, когда на Русь то и дело совершали набеги татары, разоряя и сжигая города. Междоусобицы, засухи, неурожаи — многочисленные бедствия преодолевались трудами и молитвой, на которую вдохновлял людей великий игумен Троицкого монастыря, Сергий Радонежский.
Андрей Рублев происходил, судя по всему, из служилого рода. В нем рано проявилось художественное дарование. В таких, как он, очень нуждалась великокняжеская Москва, где Рублев вскоре и проявил себя, исполняя церковные, княжеские и боярские заказы по иллюстрированию книг и писанию икон.
Рублев стал одним из вдохновителей новшества в церковном убранстве: именно при нем на Руси появился высокий иконостас, взамен прежней низкой алтарной перегородки с иконами. Высокий иконостас включает в себя изображение святых и пророков в полный рост, что помогает молящимся понять: пространство неба и земли в храме — едино, святые молятся вместе с живущими ныне.
На рубеже XIV-XV веков мастер принял монашеский постриг. Жил он тогда в Троицком монастыре под Радонежем. Там он сблизился с иконописцем Даниилом Черным, который стал близким другом Андрея. В 1408 году они вместе расписывали Успенский собор во Владимире, пострадавшем в 1238 году в Батыево нашествие.
В 1410-е годы Андрей Рублев трудился над созданием иконостаса по заказу Звенигородского князя Юрия. «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» — подлинные шедевры Рублева этого времени. В тот же ансамбль, возможно, входила и «Троица», вершинное творение мастера.
Около 1428 года Андрей Рублев, как и его друг Даниил Черный, ушел из земной жизни. Незадолго до того они вместе расписывали Троицкий собор в Троице-Сергиевой обители. Жили они в то время уже в Спасо-Андрониковом монастыре на Яузе. Авторитет Рублева к тому времени был уже столь велик, что его чтили как старца. Святыми иконописцев стали почитать практически сразу после смерти.
Рисунки Евгения Подколзина