Чтобы осознать всю глубину радости, открывшейся людям в этот день, необходимо мысленно перенестись в страшные и трагические минуты предстояния Адама и его жены, а в их лице и всего человечества, перед судом Божиим. Вот они, уже недостойные Эдемской жизни, познавшие свою наготу и приобретшие от своего преслушания лишь стыд, слышат от Всемилостивого Творца страшные, ранящие сердце и ввергающие в отчаяние, слова суду: "...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3).
Для современного человека, привыкшего строить свою жизнь на основе успеха и комфорта, это момент полной и безвозвратной катастрофы, а для наших прародителей – начало нового нелегкого пути, в основе которого лежали труд и надежда, которую, как маленькое зернышко посеял Господь в сердца изгнанников, что Рожденный от женщины в будущих поколениях, Он все-таки сокрушит главенство диавола (Быт. 3, 15).
Впереди у людей годы, столетия, тысячелетия трудного пути, сопряженного с появлением новых форм организации быта и сосуществования, возникновением городов и цивилизаций, их возвышением, расцветом и падением в небытие, войнами и катастрофами и прочими скорбными обстоятельствами, но все это человек должен был вынести на своих плечах, чтобы увидеть наконец начало второго Божественного творения, которое мы сегодня видим, вспоминая и празднуя день Рождества Пречистой Богородицы, чуда рождения новой Жизни от неплодных родителей.
Именно ради этой, дающей смысл жизни надежды, Адам, оказавшийся со своей женой по другую сторону затворенных райских дверей, называет ее Жизнью, т. е. Евой, матерью всех живущих (Быт. 3, 20). Казалось бы, жизнь безвозвратно потеряна, впереди только скорбный путь через тернии в борьбе за выживание, заканчивающийся неминуемой смертью, но Адам, исполненный надеждой и раскаянием, именует свою жену Жизнью. Это не насмешка и не поругание, а упование и вера, свидетелями воплощения которых мы с вами являемся.
И для нас сегодня, когда неразумие некоторых представительниц "слабого пола", как бы приоткрыло ящик Пандоры, выпустив оттуда "злобных мотыльков", вьющихся сейчас вокруг и ядовито жалящих нас, этот Праздник является ярким примером воплощения искреннего упования и надежды на Бога, исцеляющего верных Ему и возвращающего им богоприличный образ.
Особо хочется отметить, что для нас это особый, двойной праздник. Потому что для Российского государства это, можно сказать, день возрождения его государственности. Именно в этот день 632 года назад, под Покровом Богородицы и с благословения преподобного Сергия Радонежского, на берега Дона пришли представители русских удельных княжеств и городов, встав под знамена великого князя Димитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским. Полчищам Мамая противостояла еще раздробленная внутренними обидами и амбициями Русь, но положив многие и многие жизни "за други своя", за святую веру и святыни Церкви, с Куликова поля вышло обновленное Русское государство, имеющее стремление к единству верности Богу.