Перед вами журнал для ищущих в жизни смысла. Для тех, кому душно от одной мысли, что мы существуем просто так, не-зачем — как причудливое сочетание атомов, клеток и тканей. Смириться с этим человек никак не может, он всегда чувствует страшное противоречие.
Внутри, в душе, по мере ее жизни, расцветает непередаваемыми красками свой, огромный «микро» — КОСМОС, возникают невыразимой глубины чувства, образы, таинственные мысли. Человек чувствует, что переживания его необыкновенно важные... А окружающий мир смеется над этой «романтикой».
Мир противопоставляет нашему теплому микро-космосу реальность ледяного космического пространства, абсолютно безразличной к нам природы, смеётся над верою человека в смысл жизни, в Бога. И многие люди в конце концов сдаются, и сами — своим равнодушием, неверием, гонкой за земными (часто сомнительными и даже просто страшными) богатствами и благами как бы подтверждают никчемность душевных богатств...
Но сдаются не все. Внутренний мир ведь не умирает, а значит, далеко не каждый человек смиряется, прекращает поиск смысла жизни. Помните, в сказке: «Пойди туда — не-знаю-куда и принеси то не-знаю-что»? Вот и мы часто, несмотря на кажущуюся нелепость этого, все-таки ищем, ждем, надеемся...
...А тем временем мимо, по берегу Генисаретского озера идет Он. Плещет вода, светит солнце, рыбаки тянут к берегу свои сети — и оглядываются на Него. А Он, поравнявшись, чуть замедляет шаг и говорит рыболовам странную фразу: «Пойдемте со мною, и Я сделаю из вас ловцов человеков»... И идет дальше. А люди стоят, замерев с сетями в руках, и смотрят на Него. В них за одно мгновение происходит удивительная работа. Они не то чтобы понимают, они просто чувствуют, что не пойти за Тем, Кто позвал их, — значит потерять некую уникальную возможность — понять, в чем (или в Ком) заключается смысл их земного существования.
Бывает любовь иррациональная, с первого взгляда — и на всю жизнь. Ты вдруг понимаешь, что этот человек для тебя очень важен, ты готов всем пожертвовать ради того, чтобы быть с ним. Обычно это любовь к мужчине или женщине, к своему ребенку, к отцу и матери... Но Кем был Тот, вслед за Кем, побросав свои сети, бросились бывшие рыбаки — будущие апостолы? Спросили бы их самих тогда — кто знает, смогли бы они вам ответить?..
Они мучились сами этим вопросом. Они искали ответ, прозревали на мгновение, потом также мгновенно заблуждались. Видели чудеса и торжествовали; видели, как Учителя распинают и убегали, прятались, даже предавали Его... Почему?! Да потому, что они были такие же люди, как и мы с вами. Они боялись, они сомневались. Ведь им противостояли толпы неверящих, с ними спорили люди и сам факт Распятия. А что поддерживало их? Только жгучая любовь к Тому, без Кого все теряло значение в их жизни; только утешающее, обнадеживающее Его Слово; только неизбывная жажда знать смысл того, зачем они пришли в этот мир, зачем жили.
Мы тоже хотим знать, зачем живем. И мы тоже сомневаемся. Нас столько раз обманывали, что мы стали очень недоверчивыми. Нам бы какого-нибудь чуда, откровения — тогда мы готовы поверить. Вот, например, апостол Фома «неверующий», он ведь сомневался в том, что Иисус воскрес? И тогда Христос Сам явился к нему и сказал: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои (где у Христа осталась рана от римского копья — ред.) и не будь неверующим, но верующим». Фома увидел, проверил — и поверил навсегда! И мы поверим. Пусть только придет...
Стоп! Давайте остановимся и задумаемся: ведь сколько людей думали также, как мы. Даже кричали: если Ты Бог, сойди с креста, чего же ты, ну? А Он ничего им не показал, никакого чуда. И потом, когда апостолы заговорили о Воскресении, Христос почему-то не явился ни Понтию Пилату, ни первосвященникам, ни другим десяткам, сотням, тысячам сомневавшихся.
А к «неверующему» Фоме пришел... А к врагу апостолов, гонителю христиан Савлу явился и даже обратил его «из Савла в Павла», великого христианского проповедника и мученика. Почему именно к ним, а не к другим пришел Он? И раз к другим не явился, то чего уж нам-то ждать? Без ответа на эти «почему» нам не обойтись. Но так ли труден ответ?
Задумаемся, чем отличается Фома от других неверовавших, тех, к кому Христос не пришел. Во-первых, конечно же тем, что Фома Иисуса любит. Он всем сердцем, всей душою желает, чтобы Тот не был мертв, чтобы вновь оказался рядом. Ему вовсе не безразлично, жив Учитель или Он мертв. Он просто не может переступить через свои сомнения, но его любовь жива. И задумаемся, сколько трагического в этой его любви, лишенной крепкой веры!
Во-вторых, Фоме совсем не всё равно, воскрес Христос или нет. Для него это вопрос всей жизни, разгадка ее смысла, путь к истине... И Христос является к нему, хотя и укоряет за маловерие.
А Савл (Павел) — вначале горячий противник христиан — разве он, даже сражаясь, не ищет Истины, не жаждет ее? Нет, Христос знает, что Савл искренне заблуждается и является, чтобы помочь тому обрести Бога и стать апостолом Павлом. И на вопрос Савла «кто Ты?» отвечает. Потому что этот вопрос задает жаждущий знать Правду. Его вопрос, как и смятение Фомы, искренние, нелицемерные. Они не равнодушные.
А многим другим правда не нужна, им, в лучшем случае, все равно, а в худшем, правда им даже мешает. Когда-то они задавали Христу те же вопросы, что и апостолы, что и Павел. Но, вдумаемся, как и зачем они спрашивали? Некоторые фарисеи — намеренно, чтобы уличить Иисуса, отдать под суд и уничтожить, Понтий Пилат — просто так, даже без любопытства: «Что есть истина?», спросил и даже не дожидаясь, будет ли ответ, вышел...
А Истина не откроется равнодушному, самодовольному, успокоенному.
И наш журнал не для таких людей, он им ничем не поможет.
Но если мы с вами сомневаемся, не уверены и не понимаем чего-то в вере, в Церкви, но искренне хотим разобраться и получить Ответ; если мы, верим, по крайней мере, в то, что вся наша жизнь зависит от этого Ответа, возможно, Истина явится и нам. Как когда-то давным-давно Сам Христос явился измученному сомнениями Фоме, чтобы тот, наконец, поверил...