В 1907 году, за десять лет до начала тяжелейших гонений на Русскую Церковь, в самом центре Петербурга был освящен храм во имя святого Исидора Юрьевского, принявшего вместе со своими прихожанами мученическую смерть за веру православную. В его строительстве участвовали и святой Иоанн Кронштадтский, и даже сам Николай II. А через 30 лет настоятеля этой церкви протоиерея Александра Пакляра расстреляли…

Спасение поневоле?

В 1472 году священник Никольской церкви Юрьева Ливонского (Дерпт, ныне Тарту в Эстонии) Исидор был убит за отказ принять католичество.

Для славянской Прибалтики это было дикостью. Во всяком случае, русские князья, налагая дань на местные племена, никогда не вмешивались в их религиозную и внутриполитическую жизнь. Православие не насаждалось насильно, к нему присоединялись только те, кто хотел. Уже в первой половине XII века в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила оглашения новокрещеных эстов.

«Православного священника убили за отказ принять католичество»: из истории западного миссионерства в Прибалтике
Сщмч. Исидор Юрьевский

Но в начале XIII века северную Эстонию завоевала Дания, а южную — сначала Тевтонский орден, а потом — Орден меченосцев. В отличие от западных проповедников русские священники действовали в «чисто апостольском духе»— эту черту православного миссионерства в Прибалтике подчеркивали практически все авторы, писавшие на эту тему. А о характере западного миссионерства немецкий историк XI века Адам Бременский писал:

«Прибалтийские славянские племена, без сомнения, давно были бы обращены в христианскую веру, если бы не препятствовало тому корыстолюбие саксонцев, которых душа больше чувствует охоты к десятинам, чем к обращению язычников. Они новообращенных христиан в Славонии сперва возмутили корыстолюбием, потом, покорив, довели до бунта жестокостью, и теперь, домогаясь только денег, нерадят о спасении тех, кто и захотел бы уверовать».

Крещение в жизнь вечную

По договору, заключенному в1463 году Московским великим князем Иваном III c Ливонским орденом, последний обязался оказывать православным в Дерпте всяческое покровительство. Но ливонцы договор нарушили и стали буквально насильно загонять православных в унию.

В праздник Богоявления во время освящения воды на реке Омовже (сейчас она называется Эмайыги) по приказу местного католического епископа пресвитера Исидора схватили и бросили в тюрьму вместе с 72 прихожанами его церкви, включая женщин и детей. В тюрьме Исидор всех их причастил, а потом всех их утопили в том самом месте, где священник освящал воду в день Богоявления. И только во время весеннего разлива тела погибших нашли на берегу в трех верстах от города и похоронили в Никольской церкви в Юрьеве.

«Православного священника убили за отказ принять католичество»: из истории западного миссионерства в Прибалтике

Жизнь Исидора Юрьевского в XVI веке описал священник Василий (в иночестве Варлаам). Но общецерковное празднование памяти юрьевских мучеников стало совершаться лишь в конце XIX века.

***

А бежавший из Дерпта во Псков священник Иоанн Шестник, принявший потом монашеский постриг с именем Иона, основал Псково-Печерскую обитель, игумен которой Корнилий проповедовал потом православие по всем окрестным землям до Нарвы.

0
8
Сохранить
Поделиться: