Правильно ли, что на Пасху причащались все? - Православный журнал «Фома»
Правильно ли, что на Пасху причащались все?
Фото Владимира Ештокина

Правильно ли, что на Пасху причащались все?

4 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Добрый день. В Пасхальную ночь наш батюшка, уже второй или третий год подряд допускает к причастию всех прихожан - и кто постился, и кто не постился. Позволительно ли это? Ведь стояли прихожане и задавались вопросом, а зачем ты мне сказала читать молитвы когда можно было бы и так причаститься. По моему мнению, таким образом растрачивается значимость святыни. Что свято, то к этому необходимо и свято относиться. Исключения расслабляют человека. Про исповедь патриарх Кирилл объяснил, что можно. Но даже и здесь есть уточнения: могут причаститься без исповеди прихожане, соблюдающие пост! Или хотя бы несколько дней постились. Поясните, пожалуйста, мне этот вопрос.

Мария

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Христос воскресе!

Дорогая Мария, вот мне очень интересно, Вы с какой целью задаете этот вопрос?

Священника Вашего в чем-то уличить? Так если Вы постоянная прихожанка, то можете к нему подойти и лично выяснить, мол, отче дорогой, вот такой момент был на Пасху, я не поняла, можете, пожалуйста, прояснить? Если Вам — а вот тут загляните в свое сердце поглубже и проверьте, нет ли такой идеи — обидно, что Вам пришлось поститься, а кому-то Причастие как бы «за так досталось», то это вообще не к священнику вопрос, а к Вам.

Теперь что касается самого Причастия. Мне сразу вспомнились слова из Огласительного слова на Святую пасху: «Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь» (см. Слово Иоанна Златоуста на Пасху).

Пасха — это праздник особой радости. Если хотите, праздник, когда разрушились все преграды — потому и церковная завеса была разорвана надвое. Теперь нет самой главное преграды — между человеком и Богом, нет преграды и между представителями избранного народа и всеми другими, нет преград и между людьми, если только они сами не начнут их строить. И, может быть, именно ради этого пасхального настроения Ваш батюшка и сказал, что все прихожане могут причаститься именно в эту Пасхальную ночь и побыть с Богом.

По большому счету, ведь каждый человек, может быть, за редким исключением, причащается недостойно, потому что невозможно быть полностью готовым ко Причастию. Да, мы стараемся себя изменить, достичь того самого богоподобия, к которому призваны, но, положа руку на сердце, насколько близки к нему реально? И даже если мы постились — удался ли нам именно духовный пост? Получилось стать лучше, наполниться мирным духом, любовью? Кто знает, чей пост и чье состояние на Пасху лучше — тех, кто правильно воздержался в еде или тех, кто смог побороть в себе один или два своих самых сильных греха? Один Господь знает.

Опять же, вот эти слова: «Ведь стояли прихожане и задавались вопросом, а зачем ты мне сказала читать молитвы когда можно было бы и так причаститься», — ведь они же свидетельствуют о том, что те, кто молился и все исполнил, в корне неправильно понимают, для чего пост и молитвы. Что же, молитвы — это ярмо какое-то или наказание, пропуск ко причастию, баллы, которые нужно набрать в количестве трех канонов и последования, чтобы допустили? Ведь нет же. И пост, и молитвы — это лекарства для человека, и чем полнее, чем правильнее он эти лекарства примет, тем лучше воспримет и соединение с Богом, тем полноценнее оно будет, тем радостнее на сердце. А если для нас пост и молитвы — это кара, что тут скажешь?

Порадоваться бы тем, кто глубже воцерковлен, о том, что и те, кто в самом начале пути или ко присматривается, единственный раз в году смогут соприкоснуться с Богом вот так вот через Таинство. Тем более, уж наверное настоятель понимает, что делает, и речь-то шла именно о прихожанах. Порадоваться бы за этих людей, дорогая Мария, а не грустить и не мучиться на тему «позволительно — непозволительно». Я думаю, что все Ваш настоятель сделал правильно, оценив ситуацию в этом конкретном храме в эту конкретную Пасху. Видите, сам святитель Златоуст говорит о том, что Пасха — для всех. Может быть, все-таки стоит прислушаться к этому святому человеку и разделись пасхальное настроение, которое и в этой щедрости тоже?

«Что свято, то к этому необходимо и свято относиться», — верно. И, памятуя о собственном недостоинстве, перед Чашей каждый раз смиренно молиться о себе и о том, чтобы не причаститься во осуждение. А если кажется, что кто-то рядом недостоин, сразу вспомнить, что это все на суд Божий и не нам судить о том, что в сердце у человека, а только Богу. И если уж одолевают мысли — то помолиться горячо о том, кто рядом, чтобы он оказался достоин и, по милости Творца, не причастился во осуждение. Вот это и есть христианское понимание себя, отношение к ближнему и к святыне.

С Богом, дорогая Мария. Христос воскресе!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (23 голосов, средняя: 4,96 из 5)
    Загрузка...
    20 апреля 2023
    Поделиться:

    • Наталья
      Наталья5 месяцев назадОтветить

      Спасибо, батюшка, за столь развернутый многогранный ответ. Действительно, "смотри в себя - и хватит с тебя"! Святая Мария Египетская причастилась вроде бы, как недостойно, а какой эффект! Пути Господни неисповедимы.

    • Татьяна
      Татьяна5 месяцев назадОтветить

      В Ветхом Завете установления еврейскому народу для первой Пасхи являются прообразами для лучшего понимания христианской Пасхи: Христос - наш пасхальный Агнец, Который принёс Себя в жертву за наши грехи!

      Даже ритуально нечистый еврей должен был совершать Пасху (в дороге ли он или не успел ритуально очиститься).

      Числа 9:9-12 «И сказал Господь Моисею, говоря:
      скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мёртвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню;
      ... пусть совершат её по всем уставам о Пасхе».

      Если относиться к посту и молитве, как к "принудиловке", а не как к возможности быть ближе к Господу, тогда наше поклонение Богу ничем не будет отличаться от поклонения язычников своим идолам.

    • Catilina
      Catilina5 месяцев назадОтветить

      Не совсем понимаю, автор всё-таки горячо молится во время Пасхального богослужения, "растворив ум в Евангелии" или, подобно хамелеону, косит одним глазом на амвон и священника, а другим - на прихожан, ревниво оценивая их (не)готовность к Причастию?

      • Hola
        Hola5 месяцев назадОтветить

        Возможно, люди стояли близко, поэтому и было слышно

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь