Вопрос читателя:

Добрый день. В Пасхальную ночь наш батюшка, уже второй или третий год подряд допускает к причастию всех прихожан - и кто постился, и кто не постился. Позволительно ли это? Ведь стояли прихожане и задавались вопросом, а зачем ты мне сказала читать молитвы когда можно было бы и так причаститься. По моему мнению, таким образом растрачивается значимость святыни. Что свято, то к этому необходимо и свято относиться. Исключения расслабляют человека. Про исповедь патриарх Кирилл объяснил, что можно. Но даже и здесь есть уточнения: могут причаститься без исповеди прихожане, соблюдающие пост! Или хотя бы несколько дней постились. Поясните, пожалуйста, мне этот вопрос.

Мария

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Христос воскресе!

Дорогая Мария, вот мне очень интересно, Вы с какой целью задаете этот вопрос?

Священника Вашего в чем-то уличить? Так если Вы постоянная прихожанка, то можете к нему подойти и лично выяснить, мол, отче дорогой, вот такой момент был на Пасху, я не поняла, можете, пожалуйста, прояснить? Если Вам — а вот тут загляните в свое сердце поглубже и проверьте, нет ли такой идеи — обидно, что Вам пришлось поститься, а кому-то Причастие как бы «за так досталось», то это вообще не к священнику вопрос, а к Вам.

Теперь что касается самого Причастия. Мне сразу вспомнились слова из Огласительного слова на Святую пасху: «Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь» (см. Слово Иоанна Златоуста на Пасху).

Пасха — это праздник особой радости. Если хотите, праздник, когда разрушились все преграды — потому и церковная завеса была разорвана надвое. Теперь нет самой главное преграды — между человеком и Богом, нет преграды и между представителями избранного народа и всеми другими, нет преград и между людьми, если только они сами не начнут их строить. И, может быть, именно ради этого пасхального настроения Ваш батюшка и сказал, что все прихожане могут причаститься именно в эту Пасхальную ночь и побыть с Богом.

По большому счету, ведь каждый человек, может быть, за редким исключением, причащается недостойно, потому что невозможно быть полностью готовым ко Причастию. Да, мы стараемся себя изменить, достичь того самого богоподобия, к которому призваны, но, положа руку на сердце, насколько близки к нему реально? И даже если мы постились — удался ли нам именно духовный пост? Получилось стать лучше, наполниться мирным духом, любовью? Кто знает, чей пост и чье состояние на Пасху лучше — тех, кто правильно воздержался в еде или тех, кто смог побороть в себе один или два своих самых сильных греха? Один Господь знает.

Опять же, вот эти слова: «Ведь стояли прихожане и задавались вопросом, а зачем ты мне сказала читать молитвы когда можно было бы и так причаститься», — ведь они же свидетельствуют о том, что те, кто молился и все исполнил, в корне неправильно понимают, для чего пост и молитвы. Что же, молитвы — это ярмо какое-то или наказание, пропуск ко причастию, баллы, которые нужно набрать в количестве трех канонов и последования, чтобы допустили? Ведь нет же. И пост, и молитвы — это лекарства для человека, и чем полнее, чем правильнее он эти лекарства примет, тем лучше воспримет и соединение с Богом, тем полноценнее оно будет, тем радостнее на сердце. А если для нас пост и молитвы — это кара, что тут скажешь?

Порадоваться бы тем, кто глубже воцерковлен, о том, что и те, кто в самом начале пути или ко присматривается, единственный раз в году смогут соприкоснуться с Богом вот так вот через Таинство. Тем более, уж наверное настоятель понимает, что делает, и речь-то шла именно о прихожанах. Порадоваться бы за этих людей, дорогая Мария, а не грустить и не мучиться на тему «позволительно — непозволительно». Я думаю, что все Ваш настоятель сделал правильно, оценив ситуацию в этом конкретном храме в эту конкретную Пасху. Видите, сам святитель Златоуст говорит о том, что Пасха — для всех. Может быть, все-таки стоит прислушаться к этому святому человеку и разделись пасхальное настроение, которое и в этой щедрости тоже?

«Что свято, то к этому необходимо и свято относиться», — верно. И, памятуя о собственном недостоинстве, перед Чашей каждый раз смиренно молиться о себе и о том, чтобы не причаститься во осуждение. А если кажется, что кто-то рядом недостоин, сразу вспомнить, что это все на суд Божий и не нам судить о том, что в сердце у человека, а только Богу. И если уж одолевают мысли — то помолиться горячо о том, кто рядом, чтобы он оказался достоин и, по милости Творца, не причастился во осуждение. Вот это и есть христианское понимание себя, отношение к ближнему и к святыне.

С Богом, дорогая Мария. Христос воскресе!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
4
0
Сохранить
Поделиться: