В редакцию пришел вопрос читателя:
«Почему православные игнорируют святого Валентина и не празднуют день его памяти? Они что — против любви?»
На самом деле святого Валентина православные не игнорируют, но, напротив, молитвенно и с благоговением чтут его память. И даже не один, а несколько раз в году. Штука в том, что укорененный в массовом сознании образ святого Валентина не имеет ничего общего с исторической реальностью.
Согласно распространенному представлению, Валентин жил во второй половине III века в Риме, был военным врачом и священником. Он не подчинился изданному императором Клавдием указу, который запрещал воинам вступать в брак, тайно венчал влюбленные пары и за это был казнен. Позже в память о его благородном служении возник праздник. Легенда, безусловно, красивая. Но что же было в действительности?
Во время правления императоров Клавдия II (268–270) и Аврелиана (270–275) в Римской империи пострадали и приняли смерть за Христа целых два Валентина. Один из них был священником в Риме, его обезглавили в 269 году, другой — епископом в г. Интерамне, он принял смерть четырьмя годами позже. Был еще третий мученик Валентин, но сведений о нем практически нет. Известно лишь, что он пострадал примерно в это же время в Карфагене. Никто из них не имел отношения к военной службе и не венчал по ночам влюбленных. Да и при всем желании они не могли этого делать, поскольку никакого специального чина венчания тогда не существовало. Христиане заключали брак по гражданским законам Римской империи. Что же касается церковной стороны, молодые люди просто объявляли о своем намерении перед лицом членов общины, получали благословение епископа и скрепляли свое намерение совместным участием в Евхаристии. Наконец, вступать в брак легионерам в течение всего времени военной службы запретил еще император Октавиан Август в I веке. Позже, в 197 году, римский правитель Септимий Север этот запрет отменил. Последующие императоры периодически восстанавливали указ Августа, однако достоверных свидетельств о возобновлении запрета на брак именно при Клавдии у нас нет.
В общем, все как в старом анекдоте: «Я корреспондент вечерней газеты. Скажите, это вы вчера выиграли в лотерею автомобиль?» — «Да! Вы не ошиблись! Только не я, а мой сосед. И не вчера, а сегодня. И не выиграл, а проиграл. И не в лотерею, а в карты. И не автомобиль, а 100 рублей».
В западной традиции день памяти святого Валентина отмечался 14 февраля. Точных сведений, когда именно этот день появился, у нас нет. Есть предположение, не имеющее достоверных подтверждений, что общецерковное прославление обоих мучеников совершил Папа Римский Геласий I (492–496 гг.). Этот Папа известен еще и тем, что добился запрета в Риме так называемых Луперкалий — празднований в честь языческого бога плодородия Луперка, которые приходились на середину февраля и, несмотря на христианизацию империи, продолжали пользоваться популярностью. Луперкалии были связаны с массовым публичным обнажением и сопровождались развратными действиями. Если святые Валентины были действительно прославлены этим Папой, то можно предположить, что день их памяти, наложившийся во времени на популярный языческий культ плодородия, со временем трансформировался в народной культуре в праздник всех влюбленных, а оба Валентина слились в один собирательный образ, не имеющий ничего общего со своими прототипами.
Повторим. Сказанное выше не более чем предположение, абсолютно гипотетическое. На протяжении почти целого тысячелетия мы не находим никакой связи дня памяти святых Валентинов с темой любви и влюбленности. Впервые эта связь фиксируется в конце XIV века в поэме Джеффри Чосера «Птичий парламент», где в день святого Валентина «пернатые вступают в брак». Возможно, день памяти святых мучеников, установленный ранее, был просто соотнесен с народными наблюдениями за поведением птиц, которые в преддверии весны начинают устраивать брачные игры, и так постепенно превратился в день влюбленных, а история мучеников — в легенду о священнике, устраивавшем тайные венчания. Стоит упомянуть, что сейчас в католическом богослужебном календаре 14 февраля ни одного святого Валентина не значится. Вместо них в этот день Католическая Церковь вспоминает святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так что сегодня февральский «день святого Валентина» — исключительно светский праздник, имеющий под собой не столько христианскую, сколько мощную коммерческую основу.
Православная Церковь отмечает память Валентина Римского 19 июля, а Валентина Интерамского — 12 августа. В их почитании тема любви тоже занимает центральное место. Не влюбленности, которая, будучи сама по себе прекрасным чувством, преходяща и мимолетна, а основанной на вере подлинной, христианской, жертвенной любви, которая наполняет всю жизнь человека, выражается в его делах и поступках и длится вечно. Образ этой любви дал нам Сам Бог Иисус Христос, Который из любви к людям воплотился на земле, пострадал и был распят на Кресте, искупив грехи всего человечества. Такую же любовь к Богу и ближнему воплотили в своей жизни святые мученики Валентины, принявшие за нее страдания и смерть. Чтобы приобщиться к этой любви, не нужно ждать какой-то строго определенной календарной даты. Это можно сделать в любое время.
Любовь, которую явил Христос, а после него тысячи христианских святых, — это не столько чувство, сколько подвиг, требующий усилий. Самый простой и одновременно самый сложный способ ей научиться — семья, которую еще называют школой любви. Да, чаще всего она начинается с влюбленности, соединяющей двух ранее чужих друг другу людей, которые в браке, по слову Господа, становятся одною плотью (Мк 10:8). Но тут главное не перепутать влюбленность и любовь. Влюбленность — словно бы налетевший порыв ветра, который с невероятной силой подхватывает одну душу и устремляет ее к другой, помогает человеку войти в близкие отношения, но который рано или поздно стихает. В этот момент важно не опустить руки, не стремиться искусственно раздуть характерные для периода влюбленности чувства и эмоции, но вместе со своей второй половиной развивать талант любви, этот благодатный дар Божий, который есть у каждого из нас, служить другому человеку, принимать его достоинства и недостатки, узнавать его и жертвовать собой ради него. И помнить, что Господь рядом, что Он, в Себе Самом явивший пример любви к людям, может, видя наши усилия, наполнить и наше сердце той настоящей любовью, которая никогда не перестает (1 Кор 13:8).