Вопрос читателя:
Добрый день! Когда подаю в храме записку, свечница обычно спрашивает, все ли крещеные. С этим понятно, но дальше следуют смущающие меня уточнения: говорят, на Проскомидию благословляется подавать имена только тех, кто причащается (для просто крещеных подойдет только молебен). Спрашивают не у всех, не всегда и не везде. Действительно есть такое правило? Создается впечатление, что со мной что-то не так, что-то в моей внешности не вызывает доверия.
Я в растерянности. Что же, подавать два списка — тех, про кого я знаю, что причащаются, и прочих? Очень грустно, если так. Чувство, будто я должна оценить, кто достойный, а кто нет… Но даже если чисто практически подходить к вопросу, получается, мне надо спрашивать у людей, когда они последний раз причащались? Например, у дальних родственников, с которыми почти не общаемся. Разве это не очень личный вопрос? А если причащался давно? Опять надо оценивать! Что делать-то, помогите.
Анна
Ответ священника:
Здравствуйте, Анна!
Благодарю за очень интересный и важный вопрос, который открывает перед нами целый ряд других вопросов!
Во-первых, давайте разберемся, что такое поминовение на проскомидии. Священник вынимает из просфор частицы с поминовением имен о здравии и упокоении. Всю Литургию они находятся на Дискосе. Даже есть такое символическое толкование: в центре Дискоса лежит Агнец – это Христос. Сбоку частица в честь Пресвятой Богородицы, а с другой стороны – девять частиц в честь святых. Ниже священник как раз располагает частицы, вынутые о здравии и упокоении. Получается образ Церкви - во главе ее находится Христос, рядом - Божия Матерь и святые, а ниже все люди – живые и усопшие. Тут уместно вспомнить, что у Бога все живы: «Он — Бог не мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Поэтому мы всегда поминаем живых и усопших на проскомидии. Да, надо еще сказать, что по окончании Причастия священник ссыпает все эти частицы в Чашу, и они омываются там Кровью Христовой.
Ваш вопрос посвящен весьма дискуссионной теме. Можно ли поминать на проскомидии всех, даже формально крещенных православных христиан, или же надо вводить какие-то «фильтры»? И тут встает очень важный второй вопрос. Ведь необходимо регулярно Причащаться каждому православному человеку! Господь говорит великие слова: возьмите, вкусите: это есть тело Мое. И взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: пейте из нее все; это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов (Мф. 26:26-28). То есть Таинство Тела и Крови обращено к каждому человеку. К сожалению, многие православные не используют эти благодатные дары в своей жизни и не приступают к Чаше. И тут есть доля истины в словах тех, кто спрашивает, а все ли в этой записке являются воцерковленными и все ли регулярно Причащаются. Отсюда, в некоторых храмах разделяют на записки «простые» и «заказные». Честно скажу, что для меня большая загадка, что же делают с простыми записками. Просто читают их в алтаре?
Так что же делать? Поскольку есть разные практики и во всех них есть свой смысл, своя доля истины, то расскажу, как делаю в своем храме.
У нас нет никаких простых записок. Все имена мы поминаем на Литургии. Даже записки с молебнов, панихид, акафистов и так далее.
Мы поминаем всех православных христиан. Конечно же, кроме самоубийц. В нашей лавке не задают вопрос все ли регулярно Причащаются, но при этом действует воскресная школа для взрослых, размещены листовки с рассказом о Таинстве Причащения, сотрудники лавки стараются напоминать людям о необходимости регулярного участия в Евхаристии. Поскольку мы служим в Татарстане, то спрашиваем один важный момент: а все ли крещены. Ведь часто люди не поминают этого момента. Пришел в храм на праздник и подал записку за всех своих и за соседку Земфиру. Только вот Земфира вполне может быть не крещена. А эта ситуация является прекрасным поводом для разговора в церковной лавке, поводом дать листовку и позвать на воскресную школу.
Что же посоветовать Вам? Наверное, набраться терпения и понимания. И относительно вопроса как поминать тех, кто номинально крещен, но при этом не воцерковлен. Мое сугубо частное мнение, что надо за них молиться на Литургии. Хотя бы об их обращении ко Христу.
Помоги Господи!
Читайте также:

