Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?
Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?

Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

В I-II веках до Р. Х. в окрестностях Мертвого моря обитала религиозная группа ессеев, писавших об «Учителе праведности», которому открыт смысл всех пророчеств и суждено пострадать от врагов. И некоторые критики христианства утверждают, что у этого иудейского движения христиане и «позаимствовали» образ Христа. «Фома» объясняет, почему это не так.

Откуда вообще взялась эта версия?

Гипотеза появилась и обрела популярность в 1950-е-70-е годы с легкой руки журналистов, которые следили за одной из главных сенсаций библейской археологии XX века – кумранскими свитками.

Что за свитки?

Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.

Фрагменты манускриптов были впервые обнаружены в 1947 году в Кумране – пустынном местечке на северо-западном побережье Мертвого моря в Израиле. К настоящему времени найдено около 900 таких свитков, самые древние датируются серединой III века до Р.Х., а самые «свежие» – серединой I века по Р. Х. Примерно треть рукописей содержат тексты книг Ветхого Завета.

Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?
Свитки Мертвого моря, найденные в 1947 году

А при чем здесь упомянутые ессеи?

Сохранились также свитки с фрагментами трактатов и комментариев на библейские книги, принадлежащие авторству ессеев, иудейского религиозного движения, одна из общин которых обитала как раз на северо-западном побережье Мертвого моря. Долгое время считалось, что именно Кумран был местом поселения ессеев. Лишь в начале 2000-х годов благодаря раскопкам, проведенным израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, выяснилось, что никакого религиозного поселения в Кумране не было: на рубеже двух эпох – дохристианской и христианской – там находилась фабрика по производству керамики. А ессейская община, очевидно, располагалась в несколько ином месте – в районе Эйн-Геди.

Кто такие ессеи и во что они верили?

Ессеи жили достаточно замкнуто, верили, как и все иудеи, в Единого Бога, но отличались некоторыми своеобразными ритуалами и преданиями. Одно из их преданий повествовало об «Учителе праведности», который был некогда поставлен во главу общины ессеев, наставлял ее членов, разъяснял сокровенный смысл писаний и пророчеств и при этом подвергался гонениям со стороны «нечестивых священников».

Некоторые исследователи кумранских свитков – например, француз Андре Дюпон-Соммер и американский писатель Эдмунд Уилсон – поспешили сделать предположение, что образ этого «Учителя праведности» впоследствии и трансформировался в образ Иисуса. Ведь и Иисус тоже возглавлял общину учеников, наставлял их, а потом был предан и казнен по зависти и злобе иудейских первосвященников.

Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?
Братство ессеев Кумрана. Рисунок-реконструкция

А еще какие-то аргументы имелись у сторонников этой гипотезы?

Были исследователи, находившие сходство между ессеями с их строгими взглядами, жизнью в пустыне и практикой ритуальных омовений – и Иоанном Предтечей, который жил в пустыне, проповедовал покаяние и погружал кающихся в воды Иордана.

Еще некоторые из популяризаторов увлекались изучением параллелей между дуалистическими взглядами ессеев (те рассматривали мир как арену борьбы «сынов света» с «сынами тьмы») и особенностями стиля Иоанна Богослова и апостола Павла – и тот, и другой тоже любили парные противопоставления…

Словом, по мнению сторонников гипотезы, христианство если и не целиком, то в значительной мере обязано своими идеями иудейским сектантам, обитавшим на берегах Мертвого моря. Именно такие заголовки и полетели по страницам популярных газет и журналов.

Что на это можно ответить?

Серьезным ученым-библеистам понадобилось не так много времени, чтобы опровергнуть эти домыслы.

Во-первых, они убедительно показали, что ессеи никогда не воспринимали своего «Учителя праведности» как Спасителя — да и он сам, судя по текстам кумранитов, так себя не воспринимал. И уж тем более не связывали с его именем конечного торжества правды Божией над грехом, злом и смертью.

Возможно, именно отсутствие такой вдохновляющей веры в конечное торжество правды помешало ессеям сохранить свою общину после карательного похода римлян на Иудею в 70 году по Р. Х. Во время этой операции поселения ессеев были полностью уничтожены и никогда больше не восстановились. А вот христиане с их верой в Воскресение Христово и ожиданием Его Второго Пришествия распространились по всей земле, несмотря на два с лишним века страшных гонений.

Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?
Пещеры Кумрана

Во-вторых, всякий внимательно читающий Евангелие заметит, что Господь Иисус Христос никогда не настаивал на тех аскетических подвигах, которыми как раз увлекались ессеи. Ни Спаситель, ни Его ученики не призывали к обязательному безбрачию (а ессеи, как правило, воздерживались от брака), не настаивали на необходимости сверхстрогого поста (а у ессеев были строгие правила относительно еды – например, они не могли есть пищу, приготовленную за пределами их общины) и т.д.

Милости хочу, а не жертвы… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13), – вот, пожалуй, ключевой принцип, о котором вновь и вновь говорил Христос. А в писаниях ессеев порой сквозит нечто противоположное: суровый подвиг как личная жертва Богу – нечто очень важное, а вот милость к грешнику может быть даже предосудительной — серьезно оступившихся ессеи изгоняли из общины.

В-третьих, то крещение, которое совершал в реке Иордан Иоанн Предтеча, если и имело какое-то сходство с ритуальными омовениями ессеев, то скорее внешнее.

Предтеча крестил приходивших к нему в воде в покаяние. Это было символическое освобождение от грехов, подготовка к крещению Духом Святым и огнем (Мф 3:11), то есть к таинству рождения в новую жизнь, к принятию Духа Святого, Которого позже пошлет верующим в Него Христос. Для ессеев же ежедневное омовение в холодной воде, предшествовавшее трапезе или совершавшееся по одному из множества мелочных случаев, прописанных в иудейском законе, было (насколько можно судить по фрагментам их устава) прежде всего ритуалом, сакральным актом очищения от скверны. Этот ритуал был, судя по всему, гораздо ближе к «преданию старцев», которое дотошно соблюдали современные Христу фарисеи, чем к крещению, которое совершал Иоанн Предтеча. Вот что мы читаем у евангелиста Марка: фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей (Мк 7:3,4).

Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?
Ритуальные омовения ессеев, реконструкция

Но ритуалы, связанные с водой, не были особенностью одних только ессеев. Все иудеи того времени часто, по несколько раз в день, омывались в специальных ритуальных бассейнах – миквах. Археологи нашли таких бассейнов в непосредственной близости от храмовой горы в Иерусалиме. А в Сепфорисе – исторической столице Галилеи, недалеко от Назарета – обнаружили целый квартал с миквами! Поэтому утверждать, будто Иоанн Предтеча заимствовал обряд погружения в воду у ессеев, очень странно. Это был широко распространенный иудейский обряд.

В-четвертых, – те самые многочисленные «оппозиции», которыми Евангелие от Иоанна действительно напоминает некоторые тексты кумранитов («свет» /«тьма», «истина»/«ложь», «жизнь»/«смерть», «хождение во свете»/ «хождение во тьме», «злые дела»/«дела правды» и т.п.). Но ведь они встречаются далеко не только у евангелиста Иоанна и у ессеев! Такие «пары» противоположностей можно обнаружить во множестве иудейских и греческих текстов той эпохи. Это яркая, но, конечно, не уникальная стилистическая особенность богословия апостола Иоанна и ессейских трактатов.

Хорошо, Новый Завет с ессеями не связан. Но ведь важнейшие рукописи Ветхого Завета обнаружили на территории ессеев — как быть с этим подозрительным фактом?

Недавно американский научно-популярный журнал Cell опубликовал статью: группа американских и израильских биологов проанализировала фрагменты ДНК из пергамента, послужившего материалом для «рукописей Мертвого моря». И выяснила, что многие из этих свитков были написаны на коровьей коже. А значит – изготовлены явно не в Кумране, где были впервые обнаружены, и вообще не в окрестностях Мертвого моря: ведь в этих пустынных местах коров никогда не держали, там нет пастбищ.

Получается, что большинство рукописей лишь хранилось в Кумране, а созданы они были за многие десятки или даже сотни километров от места их обитания. Возможно – в самом Иерусалиме, столице Иудеи и единственном месте на земле, где был построен храм в честь Единого Бога, некогда открывшегося Аврааму, Моисею и древним израильским пророкам.

Открытие ученых повышает наше доверие к библейскому тексту в том виде, как он сохранился в кумранских рукописях: мы знаем, что этот текст – не сектантский взгляд на Священное Писание, а достаточно широко принятый в те времена.

Хотя для серьезных археологов и библеистов и без упомянутого открытия уже давно не новость, что Кумран не был местом написания книг Ветхого Завета.

Так что же в итоге?

Не существует ровным счетом никаких серьезных оснований говорить о зависимости христианских идей, а тем более образа Самого Христа Спасителя, от ессейского предания. Содержание христианского благовестия несравненно шире и глубже тех аскетических упражнений и морализаторства, которые были свойственны этой иудейской секте.

Ну, а самое главное – христианство никак не могло бы устоять (не говоря уже о том, чтобы радикально расшириться и за считанные века распространиться по всему миру!), если бы оно просто «шло в фарватере» верований ессейских общин – кстати, безвозвратно исчезнувших под сапогами римлян в 70 году.


Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (21 голосов, средняя: 4,81 из 5)
Загрузка...
29 сентября 2020
Поделиться:

  • Виктория
    Виктория10 месяцев назадОтветить

    В книгах о свитках Мертвого моря немного по-другому описывают Ессеев. Во-первых были сообщества, где жили совместно мужчины, женщины дети. Изгоняли из секты только за серьезное нарушение порядка, так же там была строгая иерархия. Во -вторых, в этих пещерах свитки были бережно спрятаны - хранились в кувшинах. Еще там приводятся сведения о том, что Ессеи занимались переписыванием, для распространения, Божественного учения. При раскопках, кроме гончарного производства, были найдены столы и предметы для писания. Секты Ессеев были многочислены и распространены по многим городам. Не буду все перечислять, Книга очень интересная.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил10 месяцев назадОтветить

      Очень интересно! А как книга называется?