У слова расплачиваться могут быть разные значения. Дети родителей, одержимых той или иной греховной страстью, совершивших или совершающих тяжкие грехи, неизбежно будут пожинать горькие плоды родительского поведения и ощущать это буквально на своей шкуре. У пьющих родителей могут родиться больные или умственно неполноценные дети. Бывает, что на детях отражаются последствия аборта, совершенного ранее матерью и нанесшего вред ее организму. Сын, отец которого в результате страсти к картам, оставил после себя большие долги, попадает в зависимость от кредиторов. Это расплата в прямом, физическом и материальном смысле.
Другая форма расплаты носит скорее психологический характер и также способна негативно повлиять на жизнь ребенка. Речь идет о неких программах, которые родители в силу своих представлений о жизни, особенностей личности и возможностей сознательно или бессознательно «загружают» в ребенка в процессе его воспитания. Ребенок, особенно в ранние годы жизни, когда критическое мышление еще не развито, как губка впитывает все, что видит, слышит и ощущает. И родители, даже если они не уделяют время воспитанию своего чада, своим образом жизни, действиями, высказываниями, стилем общения вкладывают в него определенную модель поведения. Не случайно подмечено, что дети разведенных родителей нередко бывают неспособны создать крепкую семью и повторяют родительский сценарий.
Если же говорить о духовной, нравственной стороне расплаты, то в этом смысле грехи родителей не переходят на детей. За каждый совершенный грех человек отвечает исключительно сам — перед Богом, людьми и собственной совестью. Совершение греха — это наш свободный выбор, за который мы несем ответственность. Как сказано в Священном Писании: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез 18:20). Мы сами выбираем, следовать ли дурному примеру или не следовать, поддаваться давлению среды или нет. Другое дело, что этот выбор может быть в известной степени обусловлен семейным воспитанием и родительским наследием, о чем говорилось выше.
Самым трагическим примером расплаты детей за грехи отцов стало грехопадение праотцев Адама и Евы. Грех, совершенный на заре человеческой истории, запустил страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога. Повреждение природы перешло и к их потомкам. Это произошло, потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это — самая главная основа нашего существования. Но и в случае с праотцами была унаследована не их вина, а последствия греха. Как пишет по этому поводу современный греческий богослов Иерофей Влахос, «наследуется не вина Адама, а последствия его греха, которыми являются тление и смерть. Поскольку через прегрешение Адама человеческая природа стала больной, тленной, то естественно, что и каждый человек, будучи неотделимой частью этой природы, не избегает царствующего в ней тления... Таким образом, отталкиваясь от всех этих положений, мы можем говорить о наследственной передаче только смертности, но не вины».
С воплощением Господа Иисуса Христа, искупившего грех Адама и исцелившего природу человека, возвращение к Богу и примирение с Ним вновь стало возможным для каждого, кто искренне хочет этого и стремится ко спасению. Эта мысль и стремление хорошо выражены в тропаре Шестого часа: «В день шестой и в шестой же час пригвоздивший ко Кресту дерзостный грех Адама в раю, и наших согрешений рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».