Вопрос читателя:
Во время Таинства Крещения священник не пронёс младенца мальчика во врата алтаря. Правильно ли это?
Отвечает протоиерей Александр Овчаренко:
Бог Вас благословит!
Давайте разбираться.
Есть Таинство Крещения, которое само по себе уже есть воцерковление в самом глубоком смысле этого слова, то есть присоединение человека к Церкви (см. Крещение — не защита, а крест).
Изначально имелось в виду, что Крещение принимает человек взрослый, который готовится к этому событию, осмысляет свою жизнь и с полным осознанием того, что происходит, становится членом Церкви. Но так как христиане, чтобы дети могли причащаться, в IV веке стали крестить и младенцев, естественным образом у них было стремление все-таки сделать так, чтобы катехизация — то есть введение человека в курс церковной жизни — было. Но как это сделать с ребенком? И вот примерно в VI столетии появляется специальный чин, то есть последование (порядок молитв и действия) воцерковления, смысл которого — приобщить младенца к Церкви. Сперва воцерковление совершалось до Крещения как замена подготовки к нему (катехизации), а уже в веке XIV-XV вносить ребенка в алтарь стали после Крещения, поскольку пришли к мысли о том, что некрещеному человеку, даже ребенку, находиться в алтаре все-таки неправильно. И уже совсем поздно, в XVIII — XIX веках этот чин, когда вместе со специальными молитвами ребенка вносят в алтарь, стал восприниматься как заключительный акт Крещения. И бывает, что не только младенчика вносят в алтарь, но вводят и взрослого человека. Правда, распространяется это только на мальчиков и мужчин, трактуется это таким образом, что теоретически любой мужчина может стать служителем алтаря, священником (женского священства в Православии нет).
Вероятно, то, что этот обычай претерпел несколько этапов развития и переосмысления, отражается и в том, что сегодня традиции его совершения различаются. В некоторых храмах воцерковление совершается сразу после Крещения, где-то его совершают во время Литургии после пения молитвы «Отче наш».
Сам чин совершается следующим образом. Когда прочитаны все молитвы чина, младенца мужского пола вносят в алтарь (младенца женского пола подносят до Царских врат) через диаконскую дверь (в знак того, что он может стать служителем алтаря) и обносят вокруг Престола через Горнее место. Подробности можно найти в интернете или пообщаться непосредственно со священником в храме (см. Когда воцерковляют ребенка после Крещения?).
Почему же священник не занес вашего ребенка в алтарь? Причины могли быть разными. Вы не обговорили заранее со священником или регистратором (т. е. тем, кто принимает пожертвования и записывает имена на совершение треб) совершение этого чина, ведь он не совершается автоматически с Таинством Крещением, но по желанию и настоятельной просьбе родителей младенца.
Традиционно этот чин совершали на 40-й день после рождения ребенка. Возможно, эти сорок дней уже прошли. Хотя, если дата Крещения была не далеко от сорока дней — 50, 60, 70 и даже 80 дней, я думаю можно было бы совершить его. Но это решает на месте сам священник.
Так или иначе, к действительности и полноте совершенного Крещения это не имеет никакого отношения. Ваш ребенок крещен и, если что, служителем алтаря он может стать вне зависимости от того, был ли совершен чин воцерковления или нет. Так что переживать Вам не о чем.
Главное, Ваш ребенок крещен! Он теперь входит в народ Божий! Теперь ему необходимо воспитание и возрастание в духовной жизни через Таинство Причастия! Узнайте, как и когда оно совершается в вашем храме.
Ангела Хранителя вам и вашей семье!