Все более настойчиво звучащие со стороны представителей Константинопольского Патриархата заявления о резком «сближении» Православной и Католической Церквей и о возможности их скорого воссоединения заставляет обратить особое внимание на содержание православно-католического диалога в последние десятилетия и на вопросы, разделяющие православных и католиков, считает глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

Коснувшись этой темы в программе «Церковь и мир», владыка Иларион среди вопросов догматического характера упомянул, в частности, вопрос об исхождении Святого Духа, о почитании Пресвятой Богородицы, «Которая почитается в обеих традициях, но по-разному».

Однако, как отметил архипастырь, главным разделяющим вопросом остается вопрос о власти Папы Римского в Церкви.

– Мы не можем принять такую модель церковного устройства, где будет один человек, считающийся непогрешимым, у которого будет власть над всеми церковными Соборами. Мы говорим о том, что Церковь является Соборной и Апостольской. Под соборностью мы понимаем то, что на мирском языке можно было бы назвать коллективным разумом Церкви: у нас в каждой Поместной Церкви Патриарх подотчетен Архиерейскому Собору, а не Архиерейский Собор подотчетен Патриарху, – пояснил митрополит Иларион.

Как подчеркнул председатель ОВЦС, есть много и других разделяющих моментов, которые накопились за почти уже тысячелетнюю историю раздельного существования православных и католиков.

– Нужно очень трезво оценивать разногласия, и мы готовы их обсуждать в рамках православно-католического диалога, но не такого диалога, который превращается, по сути, в манипулирование, – сказал митрополит Иларион.

При этом он констатировал, что то, «чем занимался Константинополь в православно-католическом диалоге в последние годы, было попыткой манипулировать Поместными Православными Церквами с целью признания такой модели, при которой Константинопольский Патриарх получал бы какие-то исключительные папские привилегии».

– С моей точки зрения, политика, которую проводил Константинополь в этом диалоге, была направлена не на то, чтобы достичь воссоединения православных и католиков, а на то, чтобы, позаимствовав католическую модель, создать такую же модель в Православной Церкви. Иными словами, чтобы у нас появился некий непогрешимый «Папа», который принимал бы единоличные решения, а мы все обязаны были бы им подчиняться. В нашей Православной Церкви никогда такого, слава Богу, не было. И я думаю, что никогда такого не будет, – подчеркнул председатель ОВЦС.

Как резюмировал митрополит Волоколамский Иларион, «эта уродливая попытка Константинополя ввести папскую власть в Православной Церкви уже привела к расколу мирового Православия».

Читайте также:

Как происходило разделение Церквей. Рим сказал, и дело кончено?

0
0
Сохранить
Поделиться: