Тема номера. Новый Завет: доказательство историчности
Вступление от редакции:
Две тысячи лет назад, уставший верить, но не желавший становиться неверующим, апостол Фома, именем которого назван наш журнал, просил Бога поддержать его веру реальным, осязаемым доказательством, и Господь показал любимому ученику свои раны…
Наверное, в случившемся не было ничего удивительного. Ведь это был Фома, тот самый апостол, который услышав предсказание Христа, о предстоящем распятии в Иерусалиме, воскликнул: «Пойдемте и мы умрем вместе с Ним!». Тот самый якобы «неверующий» Фома, которому предстояло собственной смертью и мучениями засвидетельствовать свою веру. И потому милость к нему со стороны Бога может быть объяснима, но вот парадокс — история Фомы вновь повторяется в наше время.
Сам Христос сказал Фоме (а вслед за ним и всем нам): «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29), но все-таки очень часто нам недостаточно просто верить, не имея никаких доказательств. Особенно очевидно это стало в последние века, когда, как многим казалось, на пути у веры встало знание. Так в XIX веке в исторической науке сформировалась «мифологическая школа», доказывавшая, что под событиями, описанными в Евангелие, нет абсолютно никакой реальной основы — ни Христа, ни его учеников не существовало вовсе. Но уже XX столетию было суждено перечеркнуть эти утверждения.
В век торжества научного знания, археология, история, лингвистика и другие многочисленные дисциплины пришли к выводу о том, что как раз «мифологическая школа» не имеет под собою серьезных оснований. А вот свидетельств о существовании Христа с чисто научной точки зрения гораздо больше, нежели, к примеру, свидетельств о существовании Сократа, чья жизнь и творчество известны лишь по текстам, написанным через несколько столетий после него.
Конечно, доказательство факта существования Христа и его учеников, не означает доказательства истинности христианства. Для христиан важна не просто жизнь Иисуса, и даже не Его проповедь, а в первую очередь — Воскресение. Именно оно служит доказательством того, что со страниц Евангелия к нам обращается не просто хороший, мудрый, но «мертвый учитель», а живой, действующий в нашей реальности Спаситель человечества. Господь никогда не даст нам абсолютных доказательств. Что бы не было важно для человека той или иной эпохи: нравственные, научные или, скажем, эстетические аргументы — аргументов этих найдется достаточно для того, что подкрепить человеческую веру, но не настолько, чтобы лишить нас свободы выбора.
Верить или не верить — этот вопрос все равно придется решать каждому из нас, и каждый раз решающим аргументом будет наше желание и наша готовность поверить.
Джон Толкиен как-то сказал: «...Нужна фантастическая воля к неверию, чтобы предполагать, что Иисуса никогда «не случалось» в действительности…» Позвольте же поздравить всех вас, дорогие читатели, с наступившим праздником Рождества Бога нашего и пожелать научиться направлять свою волю не на борьбу с движениями вашей души, а на постижение тех, многочисленных доказательств истинности Евангелия, которых гораздо больше вокруг нас, нежели может показаться с первого раза.