Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Мы нередко разрабатываем иконографию святых. Это могут быть не только новомученики или святые с редкими именами, но и широко почитаемые. При этом речь идет не о новаторстве, а об осознанном использовании традиции. Расскажу на примере того, как появилась на свет икона апостола Фомы. Ее коллектив мастерской решил подарить редакции журнала «Фома».
За основу каждой иконографии берется источник, проверенный церковной традицией. В данном случае — житие апостола. Оно дошло до нас в разных вариантах, но совпадает в основных деталях: апостол Фома проповедовал в Индии, где царь Гундофар нанял его для строительства дворца. Фома же раздал деньги беднякам. Царь собирался казнить апостола, но во сне ему явился умерший брат. Он сказал, что на небесах есть прекрасные палаты. Они возведены для Гундофара, а имя строителя — Фома. Казнь был отменена, впрочем, впереди апостола ждала мученическая смерть. В житиях говорится, что святой был убит пятью стрелами или копьями.
Когда мы работали над иконографией апостола, то осмыслили сюжет с храмом в душеспасительном плане, задав себе вопрос: что христианину важно понимать в житии апостола Фомы? Что главный храм, который строит каждый из нас на земле, — это храм своей души. Поэтому апостол на иконе держит в руках золотой храм, только мы сделали его прозрачным — как образ небесного рая, который предуготован спасшейся душе. Помимо этого, мы поместили на икону пять стрел. Такова древняя иконописная традиция — изображать орудия мучений и смерти святого. Например, меч на иконе святого Павла или колесо возле святой Екатерины.
Помимо этого, мы написали на полях иконы событие, которое известно каждому христианину и в первую очередь приходит на ум при упоминании апостола. Это сюжет «Уверение Фомы». Для верующего эта евангельская сцена также имеет символическое значение — поиска и жажды веры