Погубивший душу свою ради Родины?

Погубивший душу свою ради Родины?

Исполнилось 500 лет со дня написания знаменитого трактата «Государь» Николо Макиавелли

  Ленин как ученик Макиавелли

Погубивший душу свою ради Родины?

Ленин в одном из своих страшных и отвратительных писем, содержащим жестокий план гонений на Церковь («мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше), прибегает к урокам «одного умного писателя по государственным вопросам». Рекомендуя своим коллегам по Политбюро как можно более жестоко подавить сопротивление духовенства и верующих массовому изъятию церковных ценностей в 1922 году, он вспоминает одну мысль этого автора, и, что характерно, не называет его при этом по имени: «Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществить их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут». 

Это суждение – из трактата «Государь» флорентийца Николо Макиавелли – политика, философа и писателя. Ровно 500 лет назад, в декабре 1513 года была написана эта одна из самых скандальных (напомним, что скандал по-древнегречески это соблазн) книг в истории человеческой мысли. Но даже те, кто считает ее сборником советов для преступников, не отказывают Макиавелли в остром уме и проницательности.

Почему Ленин не называет Макиавелли по имени? Характерно еще и то, что он, адресуя свое чудовищное письмо членам Политбюро, просит ни в коем случае не снимать с него копий, а все пометки делать только на самом документе и после почтения его сразу вернуть. Вообще учеников у Макиавелли в политике в Новое время было более чем достаточно, но открыто признаваться в этом было не принято. Разве что – в кругу своих, как Ленин, да и то, как-то зажато и вскользь, словно стесняясь.

 Главная проблема сегодняшней украинской власти

И правда, ведь это значило бы публично расписаться в макиавеллизме: этот термин стал синонимом политического аморализма. Действительно, Макиавелли учит политика «не бояться навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти», научиться быть недобродетельным, если того потребуют обстоятельства. Не надо бояться жестокости и обмана, даже предательства, если это поможет удержаться у власти или помочь национальному освобождению. Он с одобрением ссылается на поступок итальянского герцога Франческо Сфорца, который, завоевав один город, сначала поставил там правителем «резкого и твердого человека» из своего окружения. Когда его назначенец утихомирил завоеванную местность и перебил всех людей, опасных для новой власти, герцог решил сложить с себя вину за проявленную жестокость и обрести благорасположение подданных, «показав им, что если и случалось жестокое обращение, то в этом виноват не он, а его суровый наместник. И вот однажды утром на площади в Чезене по его приказу положили разрубленное пополам тело мессера Рамиро де Орко рядом с колодой и окровавленным мечом. Жестокость этого зрелища одновременно удовлетворила и ошеломила народ».

В «Государе» много трезвых, наблюдательных и реалистичных советов. Например, чтобы власть была прочной, больше всего государь должен стараться не вызвать у своих подданных пренебрежения и ненависти. Отсутствие ненависти со стороны собственного народа – лучшая крепость для государя. Ненавидят же правителей и не прощают им, если они покушаются на собственность подданных и их женщин. А пренебрегают ими за капризность, несерьезность, малодушие и изнеженность. Поэтому государь должен, прежде всего, демонстрировать решимость, твердость, благородство и обстоятельность.

Или, скажем, умнейший и циничнейший Макиавелли еще 500 лет назад описал главную проблему сегодняшней украинской власти, которая все никак не может определиться, кто ей друг, а кто враг: «Государя чтут также тогда, когда он открыто называет себя врагом или другом, то есть когда он не колеблясь выступает за одного против другого; это всегда лучше, чем оставаться в стороне».

 «Я люблю свой родной город больше, нежели собственную душу»

Погубивший душу свою ради Родины?

Но все же не это поражает в «Государе», не эти реалистические наблюдения вот уже на протяжении пяти веков являются причиной его скандальной известности и популярности. А что? Например, следующее: Макиавелли настаивает, что для государя гораздо выгоднее казаться милосердным, добрым, справедливым и честным, чем им быть на деле. Ему нужно уметь не задумываясь «вступать на путь зла, если это необходимо». Государь должен быть по своему духовному облику кем-то вроде кентавра, получеловека и полузверя, поскольку ему необходимо хорошо владеть природой, как человека, так и зверя, то есть обладать яростной силой льва и хитростью и коварством лисы. «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность».

Между тем, конечно, Макиавелли не был каким-то исчадием ада, сознательно избравшим путь зла и от него как такового получавшим удовольствие. Как он все-таки считал, зло следует применять с умом, в минимально необходимых размерах, чтобы сомнительные средства борьбы за власть не повредили славе государя. Дело в том, что у Макиавелли был свой идеал, а у этого идеала – своя логика. Активно занимавшийся политикой в своей родной Флоренции, бывший какое-то время вторым лицом в городе, Макиавелли в одном из своих писем признался: «Я люблю свой родной город больше, нежели собственную душу». Он жил в годы крайней раздробленности [a2] Италии, и мечтал о великом государе, который сможет объединить родную страну и вновь сделать ее сильной и великой. Его «Государь» обращен к правителю Флоренции Лоренцо де Медичи в надежде, что он и станет таким государем, который сможет огнем, мечом и собственной доблестью спасти Родину.

Макиавелли страстно любил родную Италию – больше всего на свете. Как пишет про Макиавелли А.Ф. Лосев, «идеалом для него, которому он был готов служить с начала до конца, является не абстрактное государство, но конкретный народ и любимая им родина. Тем не менее, уже элементарная историческая справедливость заставляет нас признать, что для устроения своего народа и горячо любимой им родины Макиавелли был готов на любые ужасы абсолютистски-полицейского  государства и на любые кошмары в обращении с отдельными личностями и группировками».

И если христианские

Погубивший душу свою ради Родины?

правила жизни или даже элементарные нравственные нормы по мысли Макиавелли способны помешать его идеалу-идолу (с точки зрения христианства любовь к Родине становится служением идолам, если она заставляет забыть про Бога и совесть), то их следует отринуть, т.е., «вступить на путь зла». Дьявольски логичная сила Макиавелли – в его последовательности. Сказав «а», он не боится назвать и остальные буквы алфавита. Ради блага Родины следует пожертвовать всем, в том числе и спасением собственной души. Правда, поучения Макиавелли Итал

 

ии тогда помогли не слишком, она объединилась лишь 350 лет спустя, в совсем других исторических условиях.

Страшный урок Макиавелли

 

С Макиавелли в Новое время начинается идея автономности политики, ее независимости от религии и моральных норм. Более того, с него во многом начинается психология и логика революций Нового времени. Робеспьер сказал, что план французской революции был буквально начертан в книгах Макиавелли. И, конечно, этот «сентиментальный тигр» мог бы, как и другие революционеры легко повторить, что тоже любит Родину больше, чем спасение собственной души. Макиавелли прославлял политическое насилие ради общего блага – альфу и омегу новоевропейских революций.

Страшный поучительный урок Макиавелли состоит в том, что ставшее главной ценностью общее благо или благо всех, благо народа, как мирское благополучие вообще, неизбежно сопряжено со злом. Если ты хочешь даже ради других, а не себя преуспеть в этом мире на тех условиях, на которых человеку дана жизнь на Земле, будь готов, когда потребуется, «вступить на путь зла».

Но «что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16,26).

Изображение 1 - Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли.
Изображение 2 - Титульный лист трактата "Государь", издание 1550 года
Изображение 3 - Статуя Макиавелли у входа в Галерею Уффици, Флоренция. Фото отсюда - http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Niccolo_Machiavelli_uffizi.jpg

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
20 декабря 2013
Автор: ПУЩАЕВ Юрий
Поделиться:

    Загрузить ещё