«Да здравствует первомайский интернациональный праздник!» — красное полотнище с таким лозунгом закрыло в 1918 году образ святителя Николая на Никольских воротах Кремля. Так новые власти приводили Красную площадь в «надлежащий вид» накануне 1 мая, которое кстати пришлось в том году на Страстную среду. Но случилось чудо…

«Всю ночь со Страстного вторника на Страстную среду Красная площадь охранялась, и никто не мог сюда подойти. Утром в Страстную среду заметили, что повешенное целое красное полотнище прорвалось так, что чудотворный образ Угодника Божия Николая стал виден для всех и сделался, по замечанию многих, несравненно светлее, чем был доселе. Красное полотнище начало рваться частями, кусками, лентами и упало совсем. Сначала хотели объяснить, что полотнище разорвано ветром, а потом было напечатано, что будто полотнище повешено прорезанное, хотя тысячи народа видели, что оно было целое, не прорезанное. Как бы ни было, но Господь не попустил покрытия багряницею чудотворных образов. Разлетелось красное полотнище, которым прикрыта была чудотворная икона святого Угодника Николая.

Спас Чудотворец Николай некогда от татар, спасет и теперь, если только будем усердно молиться ему и будем стоять за святую Веру Православную и за святыни наши даже до смерти».

Так описывал случившееся мученик Николай Варжанский. Позднее власти поставят эту публикацию ему в вину… 

***

Под красным полотнищем

Мученик Николай родился в 1881 году в местечке Искорость Волынской губернии в семье волостного писаря Георгия Варжанского.
В 1897 году он окончил Житомирское духовное училище, в 1903 году — Волынскую духовную семинарию, в 1907-м — Московскую духовную академию со степенью кандидата бого­­словия.

В 1907 году Николай женился на девице Зинаиде, дочери протоиерея Неофита Любимова, настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище в Москве, известного миссионера и проповедника, имевшего свое издательство, выпускавшее миссионерскую и апологетическую литературу. 

В 1908 году Николай Варжанский был назначен сначала на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии, а затем — московского епархиального миссионера. С 1911 года, не оставляя миссионерской деятельности, он служил в канцелярии Святейшего Синода и преподавал в Московской духовной семинарии.

В начале ХХ столетия одним из часто встречающихся пороков в России было пьянство, распространившееся особенно широко среди рабочих. Пьянство доводило людей до отчаяния и самоубийства, разрушало семьи и заглушало добрые семена, посеянные Господом в сердцах людей. Как мужественный воин Христов вступил Николай Варжанский в борьбу с этим страшным пороком. Им было организовано Варнавинское общество трезвости, которое имело свое помещение, используемое для просвещения местных жителей, в основном рабочих, и свой храм. В качестве лекторов Николай Георгиевич приглашал известных профессоров, и эти лекции собирали до тысячи человек.

Но главной оставалась его деятельность миссионерская. За десять лет им было написано и издано около сорока книг и брошюр на миссионерские темы, касающиеся борьбы с сектами. Одним из выдающихся явлений миссионерской просветительской деятельности того времени было издание написанной им книги «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», вышедшей в 1910 году. Книга быстро разошлась, и в 1912 году вышло второе издание, которое автор посвятил «искренно любимым православным московским рабочим».

Николай Георгиевич получил множество положительных отзывов на свою книгу. Выдающийся миссионер, впоследствии мученически скончавшийся, епископ Прилукский Сильвестр (Ольшевский) писал ему: «Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу. Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!»

Под красным полотнищем

24 апреля 1917 года в помещении Варнавинского общества трезвости за Семеновской заставой проходили лекции известных миссионеров и профессоров. Председателем чтений был Николай Варжанский, в президиуме сидели известные профессора и священники. В зале в это время присутствовало около тысячи слушателей, в основном рабочих. Перед началом лекций Николай Георгиевич предложил помолиться Богу, а затем, обратившись к собравшимся, сообщил, что сейчас будет прочитана лекция профессора Кузнецова относительно объединения вокруг Церкви.

В зале среди слушателей присутствовал председатель местного Совета рабочих и солдатских депутатов Степанов, который, послушав лекции, решил, что в них проводится агитация за возвращение старого строя, и послал за нарядом милиции. Во время речи одного из ораторов в зал ворвались вооруженные милиционеры и, наставив револьверы на членов президиума, закричали: «Ни с места, вы арестованы!» Степанов тут же быстро вскочил на стол и зачитал бумагу, что помещения Варнавинского общества трезвости реквизированы для культурно-просветительских целей. В это время в зале раздался крик: «Уходите! Будут стрелять!» Часть людей, в панике толкая друг друга, устремились к лестнице, но большинство перешли в соседний домовой храм и, опустившись на колени, стали молиться. 

Милиционеры, окружив Варжанского и Кузнецова, заявили, что против лекций по существу ничего не имеют, но они отвлекают народ от его главного дела — от революции. «Вы зовете народ в беспартийные церковные организации, — заметил один из них, — а народу нужно заниматься политикой. Когда Россия будет устроена, тогда и можете это делать».  

***

31 мая 1918 года Николай Георгиевич зашел на квартиру протоиерея Иоанна Восторгова, где в это время шел обыск, и был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Ордер на его арест был выписан лишь на следующий день.

7 июня следователь ЧК допросил Николая Георгиевича. Отвечая на его вопросы, исповедник сказал: «Выступая с проповедью, я никогда не касался политических вопросов, за исключением тех пунктов, которые соприкасаются с церковной жизнью. С Восторговым я познакомился еще будучи студентом, когда он был московским епархиальным миссионером, интересуясь религиозными вопросами. В каких политических партиях в это время состоял Восторгов, меня мало интересовало. Листовку “Сказание о чудотворном образе святого Угодника Божия святителя Николая Чудотворца” <...> редактировал я. <...> Издавая листовку, я преследовал цели осведомительного характера и поддержания религиозных чувств в народе».

Сразу же после ареста Николая Георгиевича в ЧК стало обращаться множество людей и организаций с просьбой о его освобождении. К этим многочисленным просьбам об освобождении исповедника присоединился и Патриарх Тихон. Но всем просителям ЧК давала только один ответ — отклонить. 20 июня следователь, ведший дело, предложил всех обвиняемых по делу, связанных с протоиереем Иоанном Восторговым, включая Николая Варжанского, расстрелять. 14 августа в Верховный революционный трибунал обратилась супруга арестованного, Зинаида, с просьбой предоставить ей личное свидание с мужем, но ей в этом было отказано.

3 декабря 1918 года Президиум коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией приговорил Николая Варжанского к расстрелу.

Почти сразу после его ареста, 6 июня 1918 года, ему была послана в тюрьму икона Божией Матери «Взыскание погибших» с надписью: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев». Узнав, что он приговорен к расстрелу, Николай Георгиевич передал образ Божией Матери супруге, написав на обратной его стороне: «Да сохранит тебя и заступит своим Матерним Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице, Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись». 

Полные тексты житий новомучеников

опубликованы в книгах

«Жития новомучеников

и исповедников Российских ХХ века,

составленные игуменом Дамаскином (Орловским).

Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других 

и размещены на сайте: www.fond.ru

Для желающих приобрести книги:

тел.: 8 (916) 032-84-71 или e-mail: at249@yandex.ru


0
0
Сохранить
Поделиться: