Вопрос читателя:
Апостол Павел пишет, что меньший благословляется большим (Евр 7:7). Почему же в псалмах (102 и др.) царь Давид благословляет Бога и к этому призывает других?
Дмитрий
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Дмитрий!
Причина разночтения в том, что слово «благословение» имеет несколько разных смыслов. Православная энциклопедия выделяет 5:
- действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);
- священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи;
- разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного;
- одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой);
- (Бога) хвала Богу (см. напр. Великое славословие).
Если внимательно вчитаться в Псалтирь, увидим, что в большинстве случаев Давид под благословением Бога понимает именно восхваление и прославление. Например: «Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки» (Пс 144:2). Или: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс 33:2) Что касается 102 псалма, то в нем читаем: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс 102:6). Здесь под благословением можно понимать не просто восхваление, а восхваление благодарное.
Что касается слов святого апостола Павла, он, очевидно, имеет в виду второй пункт: священнодействие, направленное на призывание помощи или благодати Божией. Для апостола, который объясняет в Послании к Евреям высшую степень святости Христа по сравнению с ветхозаветным священством, момент благословения Мелхиседеком Авраама, о котором он вспоминает в послании, важнейший пример того, что священность таинственного Мелхиседека выше, чем у патриарха Авраама, который, однако, тоже имел обетования от Бога. Поэтому под благословением здесь может пониматься только призывание Божественной благодати. Это очевидно даже из контекста.
Таким образом, причиной Вашего недоумения стала многозначность слова «благословение».
Желаю Вам продолжать изучение Священного Писания и получать от этого не только знания, но и плоды духовной жизни!