Действительно, на некоторых иконах, изображающих, например, Распятие Христа или Успение Богородицы, на лицах окружающих людей можно заметить выражение губ, которое у нас ассоциируется именно с улыбкой. Но разве это допустимо в таких сюжетах? Разве не должны все здесь, наоборот, плакать? О том, что на самом деле стоит за этими «улыбками», рассказывает Ольга Криван, член Союза художников России, основатель иконописной онлайн-школы Awicona.
В иконописи лики пишут бесстрастными. Мы редко видим мимику святых.
И даже в сценах изображения страшных мучений святых мы видим только само событие, а не эмоции.
В иконописи эмоции передаются нам посредством жестов. Печаль и скорбь чаще всего изображаются такими жестами, как поднятые руки…
…вскинутые руки…
…когда держатся за волосы руками (помните выражение «рвать на себе волосы»?)
Вот как тут — Ева скорбит после изгнания из Рая.
Такой жест «рука у щеки» также может указывать на боль, переживаемую святым, причем не только физическую. Но значение может быть и другим.
Так, в «Рождестве Христовом» Богородицу часто изображали сидящей — как знак того, что произошло Чудо, особое рождение Спасителя. Но стали появляться разные еретические толкования, согласно которым Мария не родила сама Спасителя, а Он как бы Сам появился на свет.
Чтобы опровергнуть эту ересь, Богородицу стали писать лежащей (полулежащей) с характерным «жестом печали» — приложенной к щеке рукой. Однако данный жест в иконописи может носить другой (схожий, но другой) характер и выражать более глубокий богословский смысл.
И в иконе «Рождество Христово» у Богородицы такой жест означает не боль и печаль, а глубокое размышление о Чуде, которое невозможно вместить умом, задумчивость перед величием рождения Спасителя.
Подобный жест — приложенную к щеке руку — мы видим и у других святых.
Апостола Иоанна Богослова пишут именно в такой позе в композиции «Распятие».
Этот жест можно увидеть в композиции «Успение».
И на приведенных иконах такой жест — это выражение скорби и печали.
Тогда что это за странная «улыбка»? Почему святые на некоторых иконах улыбаются, когда должны рыдать?
Такую «улыбку» мы видим в изображениях самых скорбных евангельских событий: «Распятие», «Оплакивание» и другие.
Древние иконописцы были очень чуткими и наблюдательными и могли одной лишь линией показать всю глубину эмоции человека.
Я попробую вам объяснить логику появления такой «улыбки».
Если посмотреть на мимику человека в грустном состоянии, то мы увидим опущенные уголки губ и сдвинутые брови к центру.
Однако когда человек находится в состоянии наивысшей печали и отчаяния, уголки его губ физиологически приподнимаются — появляется так называемая «улыбка скорби».
Если закрыть верхнюю часть лица этих людей, можно подумать, что они улыбаются
или даже смеются…
Когда начинаешь понимать весь смысл такого несоответствия, становится страшно. Ты начинаешь сопереживать святому почти с такой же силой эмоции.
Именно этот момент наивысшего страдания и скорби запечатлевали иконописцы на ликах святых в «Распятии» и «Оплакивании».
Для того чтобы лучше понять, о чем речь, покажу вам некоторые картины эпохи Возрождения, ведь на Западе этим приемом пользовались вовсю.
Перед вами «Пьета» кисти Карло Кривелли. Посмотрите на эту страшную скорбную «улыбку» Богородицы.
Конечно, на картинах все более утрированно и реалистично, чем на иконах, но мы ясно видим эту странную улыбку.
И еще можно заметить, что к такой «улыбке» художники добавляли явно выраженные слезные борозды, которые резко выделяются даже на молодых ликах.
Часто достаточно было изобразить лишь глубокие борозды от слез, чтобы показать всю глубину скорби святого. Молодой тип лика намеренно как бы «состаривали» такими бороздами — ведь они, как правило, заметны именно у пожилых людей.
Слезные борозды мы видим в композиции «Не рыдай Мене, Мати».
Вот тут и «улыбка», и слезные борозды.
Даже ангелов писали со следами от слез.
Современные скульпторы тоже знают такую «улыбку». Вот эта же «улыбка скорби» у матери над телом сына. Монумент «Скорбящая мать».
В иконе «Страстная» тоже можно увидеть такую «улыбку» у Богородицы. Правда, она не так активно выражена.
В композиции «Успение» мы видим, как «улыбается» человек, которому ангел только что отсек руки…
В «Успении» вообще много примеров «улыбки».
Теперь, когда мы знаем про весь ужас и всю боль, которые скрываются под этой «улыбкой», мы можем по-другому смотреть на такие лики.
Примечательно, что в иконописи достаточно редко писали «улыбку». Чаще оставляли лишь сомкнутые брови и слезные бороздочки.
… и руку у щеки
или у груди.
Конечно, на картинах это выражение скорби видно очень сильно.
В иконописи все более спокойно, и от этого чувство сопереживания сильнее.
Мы не видим слез, но знаем, что Ей сейчас очень больно.
Говоря об улыбках на иконах, мы не можем не упомянуть святого Симеона Богоприимца.
Ведь он очень часто изображается с нежной печальной улыбкой на устах.
Конечно, здесь мы можем усмотреть радость от долгожданной встречи со Спасителем. Попробуйте прожить 360 лет в ожидании!
Но не стоит забывать и о пророчестве самого Симеона: …и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34–35). Поэтому вместе с улыбкой у старца часто пишут грустные сведенные брови.
Надеюсь, я немножко вам объяснила происхождение этих странных «улыбок» на иконах «Распятие» и «Оплакивание».
И теперь вы знаете, отчего все жены тут «улыбаются» Богородице, которая вот-вот потеряет силы.
А иконописцы будут более осторожны с написанием губ у святых и дважды подумают, прежде чем писать улыбку у святого.