
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Почему в Таинстве Покаяния священники РПЦ сокращают Чин Исповеди? Молитвы сокращают на исповеди, веру исповедника не проверяют, не задают вопросы, не убил ли кого-то, не украл ли, не допустил ли кровосмешения или блуда, список грехов не зачитывают и благословляют на Причастие в таком состоянии, в котором близко нельзя подходить к Чаше человеку! Неправильная вера — это ересь, а ересь — это хула на Святого Духа. Да и грехи люди не знают, а священник, который обязан их назвать на исповеди и узнать, не согрешил ли в них человек, молчит... Почему уничтожается Таинство Церкви?
Валерий
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Добрый день! Хотелось бы уточнить, какой именно чин исповеди сокращают священники? Который существовал до IV века? Чинопоследование тайной исповеди под названием Номоканона Иоанна Постника, приписываемое Иоанну, патр. Константинопольскому, жившему в VI в. (+596 г.)? Или краткий чин исповеди, который с конца XVII века (после издания 1685 г.), после некоторых дополнений (дополненный покаянными тропарями, разрешительной молитвой из Требника Петра Могилы: «Господь Бог наш Иисус Христос» и увещанием к кающемуся) остается без изменения и до нашего времени?
Веру исповедующегося любой священник видит, исходя из опыта, по тому, как человек идет к аналою, как крестится, как прикладывается к Кресту и Евангелию, как стоит. Есть те маркеры, по которым любой священник, даже не имея диплома психолога, может определить в человеке по вышеперечисленным действиям, православный этот человек или нет, и даже степень воцерковления.
Если человек четко и по заповедям рассказывает свои грехи, то и нет нужды его поправлять. Священник не должен, да и не может выспрашивать ненужные подробности грехов, совершенных исповедующимся.
Если священник видит у аналоя человека, который путается в перечне грехов или не может построить исповедь, он обязательно задаст наводящие вопросы и поможет построить исповедь. Священник может также посоветовать лучше приготовиться к исповеди и предложит ознакомиться с соответствующей литературой.
На исповеди не прощаются те грехи, которые были сознательно утаены, и они останутся на совести грешника до тех пор, пока он их по своей воле не расскажет на исповеди с желанием их больше не повторить. Добиваться признательных показаний от исповедующегося путем выпытывания, свидетельских показаний или криминалистической экспертизы — не из опыта Церкви. Только добровольное раскаяние принимается на Исповеди.
Если Вы решили обличать священство, Вы можете подойти к тому священнику, чьи действия Вас смущают, и попросить у него пояснения. Если его ответы Вас не устраивают, Вы вправе обратиться к правящему архиерею за получением комментариев.
Божьей помощи Вам.
Так не отвечают. Наверное, если задаются подобные вопросы, существует подобная проблема. Вместо честного разговора на эту тему, очередная блестящая апология того, что может не является правильным в сложившейся церковной практике. Такой ответ священника может и понравиться отдельным архиереям: "как он ловко отвечает мирянам!", но доверия к священникам со стороны овец Божиих, "ищущих Царствия Божьего и правды его", не прибавит.
Прости, Господи, не удержусь от комментария.
И такое бывает? Вопрос поверг в шок. С какой стати священник должен у каждого исповедника его грехи выспрашивать? А для чего дома подготовка к таинству исповеди? Это таинство! Полно соответствующей литературы, которую можно приобрести по грехам, есть интернет, а главное, есть совесть, которая должна оболичать. Для чего автор вообще идёт на исповедь, если не знает, о чем говорить? Исповедь - это покаяние. А не фарисейство - лишь бы сходить ради причастия, ещё и священников обличить, да и чтобы тебя с ног головы облизали и вылизали, такого "хорошего". Автор - вас ещё не канонизировали там? А то мало ли... Вам священник ничего не должен, скажите спасибо, что он вам разрешает ваши грехи, а то ведь и епитимью вправе наложить, если посчитает нужным. А вот вы должны, автор. Вы должны держать пост, не только касаемый пищи, работать с душой, читать правила и молитвы, делать дела милосердия и любви, готовиться к исповеди так, как не готовился ни к одному экзамену в жизни, ведь это перед Богом ответ нужно держать за свои проступки. А вы сумеете приступать к исповеди неподготовленным? Да ещё и к Чаше вот с таким отношением? Стыдно, стыдно, ох как стыдно за вас. Ещё и очередь задерживаете к исповеди, люди-то в отличие от вас подготовленные приходят (рассказывают свои грехи сами). Или священник должен за вас назвать сотни тысяч грехов, которые от 10 заповедей ответляются? И угадать, в каком же это вы, барин, согрешили? Дабы вашей персоне угодить? Стыдно! Изучайте азы православия и избавьтесь от гордыни и мнения, что вам кто-то что-то должен. Вы должны себе. Вы. И вам на Страшном суде нести ответ за все, в том числе и за обличение священников. Спаси, Господи.
В целом согласен. Таинство исповеди это же не допрос или собеседование на право прийти на Причастие, а этап покаяния, целого духовного процесса. И даже если кто-то сознательно утаит какие-то грехи на исповеди, то и причастится потом в осуждение самому же себе. А каким образом такая неискренняя исповедь может помешать потом или навредить другим, тут уж я ни разу не слышал никаких упоминаний подобного