Вопрос читателя:
Почему собакам нельзя в храм?
Ответ:
Многие видели в церквах кошек, которые свободно заходят даже в алтарь, и недоумевают — почему собакам нельзя в храм? Можно ли считать собаку «нечистым» животным, оскверняющим святыню?
К животным следует относиться любовью и уважением, как к любому творению Божиему, однако специально приводить их в храм не стоит, ведь это, прежде всего, место молитвы. Животных стараются не допускать в храм из этических и гигиенических соображений, а для кошек делают исключение — ведь они помогают бороться с мышами.
Но во времена Ветхого Завета собаки, действительно, входили в число «нечистых» животных, наряду с верблюдами, зайцами, тушканчиками и другими существами (полный перечень нечистых животных приведен в 11 главе книги Левит). Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу.
Почему же Господь повелел считать нечистыми животных, которых Он сам создал? Это было связано не с самими зверями, а с отношением к ним человека. Византийский богослов Патриарх Константинопольский Фотий, живший в IX веке, писал: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».
Таким образом, причина появления перечня «нечистых» животных в том, что нужно было искоренить в сознании евреев остатки языческой зооморфной (основанной на поклонении животным) религии.
В Новом Завете есть прямое указание на то, что запрет употреблять некоторых животных в пищу упразднен. В 10 главе книги Деяний святых апостолов описан случай, произошедший с апостолом Петром. Когда Петр проголодался, Бог чудесным образом послал ему в пищу самых разных зверей, в том числе тех, что в Ветхом Завете назывались нечистыми. Петр отказывался есть их, пока не услышал голос с неба, говорящий: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
Надо сказать, что на Руси к собакам долгое время относились с предубеждением, что нашло отражение в «Домострое». «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить», — говорится в этой книге. Кроме того, она запрещала собакам доступ в помещения, где имеются иконы либо иные святыни. Однако такая практика была связана, скорее, с отголосками языческих верований или искаженным пониманием Священного Писания, нежели с подлинными христианскими Заповедями.
При этом животное в храме может отвлекать внимание верующих от молитвы или случайно испражниться, что, конечно, нежелательно. Поэтому восьмой канон Шестого Вселенского Собора (VII в.) действительно говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни человека. Но распространенное представление о том, что храм придется «переосвящать», если в него случайно забежит животное, в особенности собака, оснований под собой не имеет. В Большом Требнике есть чин переосвящения храма, который совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме, но отдельно о собаках в нем не упоминается.
Редакция журнала «Фома»