30 августа 2020 года умер Анатолий Прохоров — создатель одного из самых популярных детских сериалов и основатель анимационной студии «Петербург».

«Смешарики» — мультфильм, который смотрят не только дети, но и взрослые. В коротких сюжетах есть все: истории, интересные герои и серьезные проблемы, которые приходится решать. Красиво и понятно, кроме одного: почему при таком серьезном подходе к драматургии и характерам героев авторы нарисовали их так «примитивно» — круглыми? Неужели нельзя было сделать иначе, реалистичнее? Но оказалось, что все это ради детей, а «усложнять» в погоне за наградами или признанием профессионалов-коллег ничего не будут.

— Да, нас многие в этом упрекают. Говорят – мультик у вас хороший, но больно уж персонажи примитивные. А дело в том, что в какой-то момент мы встали перед выбором: или создаем стильных персонажей, которые оценят подростки, взрослые, наши коллеги-мультипликаторы, но дошкольники не примут их как своих, не полюбят их, или же мы работаем в первую очередь на детское восприятие. Дошкольники любят то, что достаточно легко ухватить. Поэтому мы взяли за основу круг. Тогда ребенку легче нарисовать персонажа. Он, к примеру, любит Кроша, мама ему говорит: «нарисуй его!», и он рисует круг, две петельки — и вот Крош готов. Сможет ли малыш так же легко и похоже нарисовать зайца и волка из «Ну, погоди!»? — рассказал Анатолий Прохоров журналу «Фома» в 2007 году.

Такой подход к рисованию героев не слишком привлекает подростков или взрослую аудиторию. Но все «решает» глубокий характер героев: люди начинают смотреть и любить их, уверен создатель «Смешариков».

— На эту жертву пошли осознанно. Мы же детский сериал делаем. Да, для подростков и взрослых наши Смешарики на вид простоваты. Но когда посмотришь несколько серий, начинаешь принимать этих героев. Ведь характеры-то у них достаточно глубокие, это-то и подкупает взрослого зрителя: он, быть может, ожидал, что и поведение персонажей будет под стать их внешнему облику, ан нет — там есть тонкие чувства, переживания, — делится Анатолий Прохоров.

В отличие от многих советских мультфильмов, которые «в лоб» пытались воспитать детей, в студии Анатолия Прохорова открыли «развивающую драматургию» — она не учит маленьких зрителей явной моралью, но заставляет задуматься над поведением героев. И для создателя Смешариков это самое главное.

— Зритель должен смотреть и говорить: «Мне это нравится! Мне это не нравится». Дальше должно что-то в них прорастать, должно что-то происходить внутри самого человека — без давления, без дидактики. Посмотрев Норштейна, человек становится другим. Прочитав отцов-пустынников, становится другим. Но такие авторы не давят на нас! Человек пришел к этому и остался потрясенным.

2
3
Сохранить
Поделиться: