Почему самоубийство грех? А если человек страдал от неизлечимой болезни? - Православный журнал «Фома»
Почему самоубийство грех? А если человек страдал от неизлечимой болезни?

Photo by Kelly Sikkema on Unsplash

Почему самоубийство грех? А если человек страдал от неизлечимой болезни?

3 мин.
iframe
Код скопирован

Сначала ответим на вопрос, что понимается под грехом в православии. А для этого обратимся к обстоятельствам грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой.

Вкушение запретного плода было результатом внутренней, духовной деградации праотцев, суть которой — в утрате человеком доверия к Богу, веры в Его любовь и Промысл. Люди проявили недоверие к Богу и поверили сатане, который пообещал им легкий путь: вкусив запретный плод, вы станете как боги, сказал Еве библейский змей. Из этого следует логический вывод: если я стану равным Богу, то перестану более нуждаться в Нем, смогу пуститься в автономное плавание, жить без Бога. Чем обернулось это стремление, всем известно.

Бог проявил уважение к свободному выбору человека, закрыв для него райские двери, но при этом не лишил его Своей любви, оставил возможность измениться и вернуться к блаженному состоянию богообщения. Эта возможность в полной мере раскрылась через жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, Сына Божьего, воплощение Которого на земле стало жертвенным проявлением любви Бога к человеку, как о том говорил Сам Спаситель: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17).

Почему самоубийство грех? А если человек страдал от неизлечимой болезни?
Грехопадение Адама и Евы. Изображение: пресс-служба ГМА им. А.В. Щусева

Однако несмотря на то, что во Христе все человечество получило возможность спасения, последнее требует усилий с нашей стороны. После рокового выбора, совершенного Адамом и Евой, все мы несем последствия грехопадения, которые заключаются в сохраняющемся стремлении к автономному существованию без Бога, в искаженном понимании смысла жизни, а то и в полной его утрате. Поэтому Господь и сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Если человек не прикладывает усилий для своего спасения, то продолжает удаляться от Бога, отвергать Его любовь. С точки зрения православной аскетики такое поведение противоестественно, поскольку искажает замысел Божий о людях — сделать их причастниками Божества, ввести их в блаженство Царства Небесного. Если какой-то орган нашего тела начинает функционировать иначе, не в соответствии со своим предназначением, мы заболеваем. То же самое и в духовной сфере. Если вместо того чтобы стремиться к Богу, то есть исполнять свое естественное, заложенное в него Творцом презназначение, человек идет в противоположном направлении, значит, он духовно болен.

Грех, таким образом, — это не преступление, а проявление духовной болезни, суть которой — в удалении от Бога. А грешник не преступник, а духовно больной пациент, нуждающийся в лечении. Если он запустит свое заболевание, не будет предпринимать никаких мер для его лечения и профилактики, результатом станет духовная смерть — вечное пребывание без Бога. И в этом смысле самоубийство — наиболее яркое и страшное свидетельство того, что человек, совершивший его, был смертельно болен духовно.

Он утратил доверие к Богу, потерял веру в Его любовь и, как следствие, отказался видеть и искать смысл в жизни, который есть всегда, в том числе и в обстоятельствах, когда мы страдаем. Виктор Франкл, известный австрийский психиатр и основатель школы логотерапии, учил, что даже в страдании и смертельной болезни человек способен обрести высший смысл. «Даже в ситуации, когда человек больше не может ни воспринимать, ни творить, он по-прежнему может наполнить смыслом свою жизнь, — писал он. — Именно перед лицом судьбы, когда бытие сталкивается с безнадежной ситуацией, человеку дается последняя возможность обретения смысла — сознания высшей ценности, глубочайшего смысла, — смысла страдания». Самоубийство Франкл называл следствием «экзистенциального вакуума» — внутренней пустоты, связанной с ощущением бессмысленности жизни.

Самоубийство — это подведение черты не только под физическим, но и под духовным существованием человека. Своим последним решением и действием самоубийца констатирует, что духовно он уже мертв. Прекращая свою жизнь в состоянии страдания и неверия, человек лишь фиксирует себя в этом состоянии навсегда. Никаких изменений после смерти в его душе уже не произойдет. Страдание и одиночество, от которых он надеялся избавиться таким страшным способом, останутся с ним навечно. От такой печальной участи Церковь и стремится предостеречь людей, решивших покончить с собой.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (36 голосов, средняя: 4,81 из 5)
Загрузка...
23 августа 2022
Поделиться:

  • Игорь
    Игорь1 год назадОтветить

    Человек лишён права решать ключевые вопросы своего существования - и рождения, и смерти. Первый - природой, второй- церковью. О какой свободе выбора, с точки зрения религии, можно говорить? Нужно молиться, молиться и молиться, как завещал ...

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      Ограничена ли сейчас человеческая свобода? А кто утверждает, что она не имеет границ? В райском саду была полная возможность решить вопросы рождения (и главное, смерти, точнее, бессмертия) самостоятельно, имея при этом с Богом прямое общение. Как произошло грехопадение и к чему оно привело? - мы об этом писали. Это нормальное положение? Нет. С точки зрения всех авраамических религий, нет. Категорически. Иное дело, что перед нами объективная ситуация. Мы вот так живём как живём. Более того: кто-то считает, будто так и должно быть, согласно "законам" природы. И получается, в целом, доволен? Вот Вы, например, довольны таким пониманием реальности?

      Вера Библии как раз с атеистическим представлением о сугубо "природном" характере рождении и смерти не согласна. Она утверждает, что человечество находится в беде. Высказывает 1) своё понимание истоков катастрофы (грехопадение). Утверждает 2) реальность иного, духовного измерения бытия, его незримую, но важную связь с нашей нынешней жизнью. И как центр всего -- реальное бытие Бога-Творца, личностного, неравнодушного к человеческой драме. Если все это отрицать, то не будет ни понимания сути веры, ни смысла рассуждать о свободе. Поскольку в таком случае речь о безличностной, не имеющей разума природе. С чем, повторяю, все библейские религии никак не мирятся.

      А христианство идёт дальше, добавляя пункт 3): веруя и утверждая, что ради изменения положения человека Бог Сам пришёл в мир, стал человеком, испытывая все человеческие проблемы и множество страданий. И пожертвовал Собой. При этом, "рецепт" спасения, который был дан Богом, как раз никак не сводится к Вашему "молиться, молиться и молиться". Намного важнее учиться (деятельно) любить Бога и ближнего, к чему и сводятся все главные заповеди веры. Любовь более чем творческий и свободный процесс. И он влияет на восприятие мира, рождения и смерти, причем иногда в таких обстоятельствах, каких бы я не желал ни себе, ни Вам, никому вообще.

      А исполнять некие правила, молиться, исходя из магического восприятия, будто когда молишься, начинает действовать какое-то волшебное "колдунство", это чисто внешнее. Оно может (и я видел тому примеры) отвратить от церковности. Которая, однако, с самого начала была воспринята превратно.

  • Игорь
    Игорь1 год назадОтветить

    Мне представляется, что если Бог и существует, то существует он за счёт молитв. А когда верующий человек молится наиболее эмоционально, неистово? Именно в таких критических ситуациях, за которыми и может последовать самоубийство. лишиться такой энергетической подпитки уж очень расточительно. Поэтому через своих сотрудников активно проводится идея самоубийства как великого греха.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      Это отчасти идеи из языческого арсенала; они также возникают в современной фантастико-фэнтезийной литературе. И Вы сами сказали: "Мне представляется". Это очень легко придумать как гипотезу, вполне доступно человеческому уму. Евангелия в принципе невозможно сочинить. И потому апостол когда-то написал, что для одних наша вера "соблазн", для других "безумие". Сами писавшие не скрывали, что они свидетельствуют о том, что видели, в том числе, видели и сами. Но чего не могли понять, во что далеко не всегда верили, либо о чем иногда не могут найти верных слов в человеческом лексиконе. И они принимают и пытаются уяснить нечто, чего не придумали и не могли бы придумать, даже если б захотели. Христианство строится на идее откровения, а не философствования и вариативного перебирания гипотез. Потому - да - изложенная Вами идея бродит, но Церковь мыслит Бога совершенно иначе, как и вообще наши отношения с духовным миром.

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Прошу прощения, но для чего вы подолгу не размещаете мои комментарии, а после моего обращения по этому поводу размещаете их все с учетом всех моих попыток их отправить? И уже не в первый раз так.
    Выгдядит странно.)

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      Добрый день! На сайте не так много сотрудников, как может показаться, и иногда поэтому может задерживаться обработка комментариев - и не только Ваших. Вы переживаете о том, что Ваши комментарии не были опубликованы, и чтобы как-то сгладить ситуацию публикуются все поступившие варианты.

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Попытка номер...
    Скажите кто-нибудь, кто знает: зачем Бог попускает неизлечимую и тяжёлую болезнь со страшными болями человеку, если знает, что человек не выдержит этих страданий и убьет себя?

    И ещё: если самоубийство совершает девушка после жестокого изнасилования, то Бог тоже оставит ее в аду навечно?
    И зачем он не защищает ее от этого изнасилования,если знает, что она морально и психически не перенесет его и покончит с собой?

    Спасибо за ответы

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Скажите кто-нибудь, кто знает: зачем Бог попускает неизлечимую и тяжёлую болезнь со страшными болями человеку,если знает, что человек не выдержит этих страданий и убьет себя?

    И ещё: если самоубийство совершает девушка после жестокого изнасилования, то Бог тоже оставит ее в аду навечно?
    И зачем он не защищает ее от этого изнасилования,если знает, что она морально и психически не перенесет его и покончит с собой?

    Спасибо за ответы

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Скажите кто-нибудь,кто знает: зачем Бог попускает неизлечимую и тяжёлую болезнь со страшными болями человеку, если знает, что человек не выдержит этих страданий и убьет себя?

    И ещё: если самоубийство совершает девушка после жестокого изнасилования, то Бог тоже оставит ее в аду навечно?
    И зачем он не защищает ее от этого изнасилования,если знает, что она морально и психически не перенесет его и покончит с собой?

    Спасибо за ответы

  • Вася
    Вася1 год назадОтветить

    И так, и так одиночество, тогда в чем разница?

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь