Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря? - Православный журнал «Фома»
Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря?

Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Меня давно волнует вопрос по поводу даты празднования замечательного праздника Рождества. У нас его отмечают 7 января, после Нового года. Я прочитала в статье «История одного дня рождения», опубликованной в журнале Фома № 6 2004 г, что «для удобства верующих на григорианский календарь перешли также и Поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе.»

И у меня такой вопрос: возможно ли у нас перенесение даты празднования Рождества на 25 декабря? Помимо удобства для верующих, на мой взгляд, есть еще такой момент: в католических странах и верующие, и неверующие вместе отмечают и празднуют Рождество как основной праздник, а Новый год для них имеет гораздо меньшее значение. И в России раньше так было. В Советской России празднование Рождества заменили на празднование Нового года. И сейчас для большинства населения основным праздником остается Новый год. Мне кажется, если Рождество будут отмечать перед Новым годом, оно снова сможет стать основным праздником, которому будут радоваться и верующие, и неверующие люди вместе. И кто знает, может быть, для многих неверующих это будет толчком к вере. Скажите, пожалуйста, возможно ли это?

Галина

Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Галина!

Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет, что, рассуждая о смысле и значении различных богослужебных церковных установлений, «… надобно из всего внешнего в Церкви выделять и ставить в особый, высший всего, разряд семь Божественных Таинств, Господом Спасителем учрежденных для сообщения верующим Божественной благодати, без коей нет спасения. В Церкви Божией слово Божие, содержащее богооткровенную истину, и Божественные Таинства, благодать сообщающие, суть то же, что зеницы очес … Все же другие чины Церкви, хотя тоже священны и должны быть благоговейно чтимы, но не могут идти в сравнение с семью Святыми Таинствами. Эти Таинства, хотя видимы, но содержат и сообщают Божественную благодать, — и помимо их Божественной благодати получить нельзя; следовательно, и спасение улучить. Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати, а сообщать ее не сообщают».

Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях.

Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган — Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви.

На сайте патриархии размещен список тем к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия по состоянию на 29 июля 2017 года. При внимательном изучении данного документа мы можем увидеть, что вопроса, касающегося изменения богослужебного календаря Русской Православной Церкви, в этом списке нет. В связи с этим, вынужден констатировать, что на данный момент мы с Вами не имеем возможности получить исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.

Теоретически, это возможно, но практически — очень маловероятно.

Одна из сложностей в данном случае состоит в том, что для многих верных чад Русской Православной Церкви в России внешняя сторона церковной жизни важна почти также, как и ее внутреннее содержание, и потому существует опасность, что любые попытки изменить первое могут быть быть расценены как посягательство на второе. Это обстоятельство подвигает наше священноначалие очень деликатно и трепетно относиться к подобного рода вопросам и избегать принятия необдуманных и поспешных решений.

Наши материале о Рождестве Христовом:

Рождество Христово: коротко о празднике

Рождество Христово: праздник сбывшихся надежд...

Рождество. История и традиции

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 голосов, средняя: 2,75 из 5)
    Загрузка...
    6 января 2019
    Поделиться:

    • Регина
      Регина1 год назадОтветить

      На один вопрос Вы ответили, а второй - "вода на католическое крещение тоже святая?" Спасибо.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        Ну смотрите, 6 января по новому стилю Крещение праздную следующие ПРАВОСЛАВНЫЕ Церкви: Кон­стан­ти­нополь­ская, Румын­ская, Бол­гар­ская, Кипр­ская, Эллад­ская (Гре­че­ская), Алек­сан­дри­йская, Антио­хий­ская, Албан­ская Церкви, а также Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке. Из Автономных – Финляндская Православная Церковь. Вода на православное крещение по новому стилю святая, или нет?

        Если коротко - да, святая. После того, как ее освятит священнослужитель. Идея того, что в эту ночь вода на всей земле освящается сама собой относится к церковному преданию, а не к догматам или канонам Церкви. Подробнее можно прочитать, например, тут - https://foma.ru/kresh-voda.html или тут - https://foma.ru/o-kreshhenskoy-vode.html

    • Регина
      Регина1 год назадОтветить

      Хочу понять одно: у католиков Рождество 25.12, а когда крещение? У православных - рождество 07.01 и крещение 19.01. (в этот день вода в источниках считается святой), а тогда какая вода у них на крещение (или оно тоже 19.01., но тогда не совпадает срок от рождения до крещения). Объясните пожалуйста.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

        В новейшей римско-католической традиции праздник Крещения Господня отмечается в ближайшее воскресенье после праздника Богоявления, который, в свою очередь, отмечается 6 января. До середины прошлого века католики отмечали праздники Крещения и Богоявления в один день (как христиане в древней церкви).

    • Алексий
      Алексий4 года назадОтветить

      Олег Январь 7, 2019 15:09
      Откуда столько обобщений?
      "Мы, православные российские христиане... в опале на новогодние веселья..." Кто "мы"? Вы провели опрос среди всех православных, собрали статистику, кто из нас считает себя в "опале"? Нет? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, пост мешает мне бухать и жрать до разрыва желудка на Новый Год.
      "Ответ о. Евгения... для простого прихожанина слишком лукавый..." -- статистика где? Вы опросили всех "простых прихожан" (кстати, а кто это? Кто "простые", а кто "сложные"?) РПЦ? Нет? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, я настолько ленивый прихожанин, что ничего не знаю о собственной вере и даже учить не хочу, Церковь мне должна и усё!
      "...является моделью взаимоотношений большинства служителей РПЦ и верующих РФ" -- статистика где? Вы лично беседовали с каждым служителем РПЦ и на основе бесед составили процентное соотношение, показывающее, что большинство -- то есть не менее 50%+1 человек -- только и видят цель в запутывании нещщастных "обычных верующих"? Нет такой статистики? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, я вообще никого из священников лично не знаю, только смотрю телевизор и листаю ВК, и всё моё мнение о служителях РПЦ (кстати, ко какой причине Вы их отделили от верующих РФ? Типа они неверующие или что?) сложилось исключительно на основе интернета и телевидения.

      Конечно, я утрирую. Но взгляните на свой текст сами, честно: как поганенько, лукавенько, на манер лживых депутатов, вы пытаетесь собственным желаньицам, мирским абсолютно, придать значительность, подпирая их костыликами абстрактных кимвалозвенящих понятий: "Мы, православные российские христиане", "простые верующие", "Церковь и государство", "Народ"...

      Напомнили Вы мне одного персонажа из Мастера и Маргариты, помните? -- "Зрительская масса требует объяснения!" -- заявил персонаж из ложи. А ему ответили: "Зрительская масса как будто ничего не заявляла?"
      Аналогия понятна? Не надо приплетать к своим собственным непоняткам "нас, православных христиан". За себя говорите, за себя.

    • Олег
      Олег4 года назадОтветить

      7 января 1918 года православные христиане России (СССР) в противовес богоборческим властям жили своей христианской жизнью. Это закономерно и понятно. Сегодня же мы, православные российские христиане живем якобы не в противовес государству, а по факту должны быть в опале на новогодние веселья (иерархи церкви и служители народа не очень озабочены удобством народа). Вопрос Галины (четкий, понятный, логичный и обоснованный) и ответ о. Евгения (для простого прихожанина слишком лукавый, без многолетнего опыта служения церкви или дипломы семинарии не разберешься - такое чувство, что Отец не Галине отвечает, а перед комиссией из иерархов РПЦ) является моделью взаимоотношений большинства служителей РПЦ и верующих РФ! Что плохого в том, чтобы церковь и государство думали о верующих и позволили не делить граждан на советских и православных? Позволить верующим не ждать «старого нового» года, а отмечать святки и радоваться в рамках государственных выходных и праздничных дней! Спасибо, сближайтесь, православные! С Рождеством Христовым !

    • Алексий
      Алексий4 года назадОтветить

      Если отмечать Рождество перед НГ, то и пост будет кончаться перед НГ. А так, как сейчас, -- хоть какой-то сдерживающий фактор, чтобы не поддаться пьяной новогодней вакханалии.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь