Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря?

Вопрос читателя:

Меня давно волнует вопрос по поводу даты празднования замечательного праздника Рождества. У нас его отмечают 7 января, после Нового года. Я прочитала в статье “История одного дня рождения”, опубликованной в журнале Фома №6 2004 г, что “для удобства верующих на григорианский календарь перешли также и Поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе.” И у меня такой вопрос: возможно ли у нас перенесение даты празднования Рождества на 25 декабря? Помимо удобства для верующих, на мой взгляд, есть еще такой момент: в католических странах и верующие, и неверующие вместе отмечают и празднуют Рождество как основной праздник, а Новый год для них имеет гораздо меньшее значение. И в России раньше так было. В Советской России празднование Рождества заменили на празднование Нового года. И сейчас для большинства населения основным праздником остается Новый год. Мне кажется, если Рождество будут отмечать перед Новым годом, оно снова сможет стать основным праздником, которому будут радоваться и верующие, и неверующие люди вместе. И кто знает, может быть, для многих неверующих это будет толчком к вере. Скажите, пожалуйста, возможно ли это?

Галина

Почему Рождество 7 января, а не 25 декабря?Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Галина!
Благодарю Вас за Ваш вопрос.

Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет, что, рассуждая о смысле и значении различных богослужебных церковных установлений, “… надобно из всего внешнего в Церкви выделять и ставить в особый, высший всего, разряд семь Божественных Таинств, Господом Спасителем учрежденных для сообщения верующим Божественной благодати, без коей нет спасения. В Церкви Божией слово Божие, содержащее богооткровенную истину, и Божественные Таинства, благодать сообщающие, суть то же, что зеницы очес … Все же другие чины Церкви, хотя тоже священны и должны быть благоговейно чтимы, но не могут идти в сравнение с семью Святыми Таинствами. Эти Таинства, хотя видимы, но содержат и сообщают Божественную благодать, – и помимо их Божественной благодати получить нельзя; следовательно, и спасение улучить. Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати, а сообщать ее не сообщают” (https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/Pisma-o-raznykh-predmetakh-very-i-zhizni/#0_30 [Электронный ресурс]).

Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях.

Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви (См. подр.: http://www.patriarchia.ru/db/text/133117.html [Электронный ресурс]).

Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган – Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (См. подр.:http://www.patriarchia.ru/db/text/705054.html [Электронный ресурс]).

Здесь: http://www.patriarchia.ru/db/text/4973610.html [Электронный ресурс] размещен список тем к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия по состоянию на 29 июля 2017 года. При внимательном изучении данного документа мы можем увидеть, что вопроса, касающегося изменения богослужебного календаря Русской Православной Церкви, в этом списке нет. В связи с этим, вынужден констатировать, что на данный момент мы с Вами не имеем возможности получить исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.

Теоретически, это возможно, но практически – очень маловероятно.

Одна из сложностей в данном случае состоит в том, что для многих верных чад Русской Православной Церкви в России внешняя сторона церковной жизни важна почти также, как и ее внутреннее содержание, и потому существует опасность, что любые попытки изменить первое могут быть быть расценены как посягательство на второе. Это обстоятельство подвигает наше священноначалие очень деликатно и трепетно относиться к подобного рода вопросам и избегать принятия необдуманных и поспешных решений.

Наши материале о Рождестве Христовом:

Рождество Христово: коротко о празднике

Рождество: Основные смыслы

Рождество Христово: праздник сбывшихся надежд…

Рождество. История и традиции

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Алексий
    Январь 10, 2019 23:00

    Олег Январь 7, 2019 15:09
    Откуда столько обобщений?
    “Мы, православные российские христиане… в опале на новогодние веселья…” Кто “мы”? Вы провели опрос среди всех православных, собрали статистику, кто из нас считает себя в “опале”? Нет? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, пост мешает мне бухать и жрать до разрыва желудка на Новый Год.
    “Ответ о. Евгения… для простого прихожанина слишком лукавый…” — статистика где? Вы опросили всех “простых прихожан” (кстати, а кто это? Кто “простые”, а кто “сложные”?) РПЦ? Нет? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, я настолько ленивый прихожанин, что ничего не знаю о собственной вере и даже учить не хочу, Церковь мне должна и усё!
    “…является моделью взаимоотношений большинства служителей РПЦ и верующих РФ” — статистика где? Вы лично беседовали с каждым служителем РПЦ и на основе бесед составили процентное соотношение, показывающее, что большинство — то есть не менее 50%+1 человек — только и видят цель в запутывании нещщастных “обычных верующих”? Нет такой статистики? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, я вообще никого из священников лично не знаю, только смотрю телевизор и листаю ВК, и всё моё мнение о служителях РПЦ (кстати, ко какой причине Вы их отделили от верующих РФ? Типа они неверующие или что?) сложилось исключительно на основе интернета и телевидения.

    Конечно, я утрирую. Но взгляните на свой текст сами, честно: как поганенько, лукавенько, на манер лживых депутатов, вы пытаетесь собственным желаньицам, мирским абсолютно, придать значительность, подпирая их костыликами абстрактных кимвалозвенящих понятий: “Мы, православные российские христиане”, “простые верующие”, “Церковь и государство”, “Народ”…

    Напомнили Вы мне одного персонажа из Мастера и Маргариты, помните? — “Зрительская масса требует объяснения!” — заявил персонаж из ложи. А ему ответили: “Зрительская масса как будто ничего не заявляла?”
    Аналогия понятна? Не надо приплетать к своим собственным непоняткам “нас, православных христиан”. За себя говорите, за себя.

  • Олег
    Январь 7, 2019 15:09

    7 января 1918 года православные христиане России (СССР) в противовес богоборческим властям жили своей христианской жизнью. Это закономерно и понятно. Сегодня же мы, православные российские христиане живем якобы не в противовес государству, а по факту должны быть в опале на новогодние веселья (иерархи церкви и служители народа не очень озабочены удобством народа). Вопрос Галины (четкий, понятный, логичный и обоснованный) и ответ о. Евгения (для простого прихожанина слишком лукавый, без многолетнего опыта служения церкви или дипломы семинарии не разберешься – такое чувство, что Отец не Галине отвечает, а перед комиссией из иерархов РПЦ) является моделью взаимоотношений большинства служителей РПЦ и верующих РФ! Что плохого в том, чтобы церковь и государство думали о верующих и позволили не делить граждан на советских и православных? Позволить верующим не ждать «старого нового» года, а отмечать святки и радоваться в рамках государственных выходных и праздничных дней! Спасибо, сближайтесь, православные! С Рождеством Христовым !

  • Алексий
    Январь 6, 2019 14:12

    Если отмечать Рождество перед НГ, то и пост будет кончаться перед НГ. А так, как сейчас, — хоть какой-то сдерживающий фактор, чтобы не поддаться пьяной новогодней вакханалии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *