
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Меня давно волнует вопрос по поводу даты празднования замечательного праздника Рождества. У нас его отмечают 7 января, после Нового года. Я прочитала в статье «История одного дня рождения», опубликованной в журнале Фома № 6 2004 г, что «для удобства верующих на григорианский календарь перешли также и Поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе.»
И у меня такой вопрос: возможно ли у нас перенесение даты празднования Рождества на 25 декабря? Помимо удобства для верующих, на мой взгляд, есть еще такой момент: в католических странах и верующие, и неверующие вместе отмечают и празднуют Рождество как основной праздник, а Новый год для них имеет гораздо меньшее значение. И в России раньше так было. В Советской России празднование Рождества заменили на празднование Нового года. И сейчас для большинства населения основным праздником остается Новый год. Мне кажется, если Рождество будут отмечать перед Новым годом, оно снова сможет стать основным праздником, которому будут радоваться и верующие, и неверующие люди вместе. И кто знает, может быть, для многих неверующих это будет толчком к вере. Скажите, пожалуйста, возможно ли это?
Галина
Отвечает иерей Евгений Чебыкин:
Здравствуйте, Галина!
Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет, что, рассуждая о смысле и значении различных богослужебных церковных установлений, «… надобно из всего внешнего в Церкви выделять и ставить в особый, высший всего, разряд семь Божественных Таинств, Господом Спасителем учрежденных для сообщения верующим Божественной благодати, без коей нет спасения. В Церкви Божией слово Божие, содержащее богооткровенную истину, и Божественные Таинства, благодать сообщающие, суть то же, что зеницы очес … Все же другие чины Церкви, хотя тоже священны и должны быть благоговейно чтимы, но не могут идти в сравнение с семью Святыми Таинствами. Эти Таинства, хотя видимы, но содержат и сообщают Божественную благодать, — и помимо их Божественной благодати получить нельзя; следовательно, и спасение улучить. Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати, а сообщать ее не сообщают».
Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях.
Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган — Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви.
На сайте патриархии размещен список тем к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия по состоянию на 29 июля 2017 года. При внимательном изучении данного документа мы можем увидеть, что вопроса, касающегося изменения богослужебного календаря Русской Православной Церкви, в этом списке нет. В связи с этим, вынужден констатировать, что на данный момент мы с Вами не имеем возможности получить исчерпывающий ответ на Ваш вопрос.
Теоретически, это возможно, но практически — очень маловероятно.
Одна из сложностей в данном случае состоит в том, что для многих верных чад Русской Православной Церкви в России внешняя сторона церковной жизни важна почти также, как и ее внутреннее содержание, и потому существует опасность, что любые попытки изменить первое могут быть быть расценены как посягательство на второе. Это обстоятельство подвигает наше священноначалие очень деликатно и трепетно относиться к подобного рода вопросам и избегать принятия необдуманных и поспешных решений.
Наши материале о Рождестве Христовом:
Рождество Христово: коротко о празднике
На один вопрос Вы ответили, а второй - "вода на католическое крещение тоже святая?" Спасибо.
Ну смотрите, 6 января по новому стилю Крещение праздную следующие ПРАВОСЛАВНЫЕ Церкви: Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Церкви, а также Православная Церковь в Америке. Из Автономных – Финляндская Православная Церковь. Вода на православное крещение по новому стилю святая, или нет?
Если коротко - да, святая. После того, как ее освятит священнослужитель. Идея того, что в эту ночь вода на всей земле освящается сама собой относится к церковному преданию, а не к догматам или канонам Церкви. Подробнее можно прочитать, например, тут - https://foma.ru/kresh-voda.html или тут - https://foma.ru/o-kreshhenskoy-vode.html
Хочу понять одно: у католиков Рождество 25.12, а когда крещение? У православных - рождество 07.01 и крещение 19.01. (в этот день вода в источниках считается святой), а тогда какая вода у них на крещение (или оно тоже 19.01., но тогда не совпадает срок от рождения до крещения). Объясните пожалуйста.
В новейшей римско-католической традиции праздник Крещения Господня отмечается в ближайшее воскресенье после праздника Богоявления, который, в свою очередь, отмечается 6 января. До середины прошлого века католики отмечали праздники Крещения и Богоявления в один день (как христиане в древней церкви).
Олег Январь 7, 2019 15:09
Откуда столько обобщений?
"Мы, православные российские христиане... в опале на новогодние веселья..." Кто "мы"? Вы провели опрос среди всех православных, собрали статистику, кто из нас считает себя в "опале"? Нет? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, пост мешает мне бухать и жрать до разрыва желудка на Новый Год.
"Ответ о. Евгения... для простого прихожанина слишком лукавый..." -- статистика где? Вы опросили всех "простых прихожан" (кстати, а кто это? Кто "простые", а кто "сложные"?) РПЦ? Нет? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, я настолько ленивый прихожанин, что ничего не знаю о собственной вере и даже учить не хочу, Церковь мне должна и усё!
"...является моделью взаимоотношений большинства служителей РПЦ и верующих РФ" -- статистика где? Вы лично беседовали с каждым служителем РПЦ и на основе бесед составили процентное соотношение, показывающее, что большинство -- то есть не менее 50%+1 человек -- только и видят цель в запутывании нещщастных "обычных верующих"? Нет такой статистики? Тогда говорите только за себя: так, мол, и так, я вообще никого из священников лично не знаю, только смотрю телевизор и листаю ВК, и всё моё мнение о служителях РПЦ (кстати, ко какой причине Вы их отделили от верующих РФ? Типа они неверующие или что?) сложилось исключительно на основе интернета и телевидения.
Конечно, я утрирую. Но взгляните на свой текст сами, честно: как поганенько, лукавенько, на манер лживых депутатов, вы пытаетесь собственным желаньицам, мирским абсолютно, придать значительность, подпирая их костыликами абстрактных кимвалозвенящих понятий: "Мы, православные российские христиане", "простые верующие", "Церковь и государство", "Народ"...
Напомнили Вы мне одного персонажа из Мастера и Маргариты, помните? -- "Зрительская масса требует объяснения!" -- заявил персонаж из ложи. А ему ответили: "Зрительская масса как будто ничего не заявляла?"
Аналогия понятна? Не надо приплетать к своим собственным непоняткам "нас, православных христиан". За себя говорите, за себя.
7 января 1918 года православные христиане России (СССР) в противовес богоборческим властям жили своей христианской жизнью. Это закономерно и понятно. Сегодня же мы, православные российские христиане живем якобы не в противовес государству, а по факту должны быть в опале на новогодние веселья (иерархи церкви и служители народа не очень озабочены удобством народа). Вопрос Галины (четкий, понятный, логичный и обоснованный) и ответ о. Евгения (для простого прихожанина слишком лукавый, без многолетнего опыта служения церкви или дипломы семинарии не разберешься - такое чувство, что Отец не Галине отвечает, а перед комиссией из иерархов РПЦ) является моделью взаимоотношений большинства служителей РПЦ и верующих РФ! Что плохого в том, чтобы церковь и государство думали о верующих и позволили не делить граждан на советских и православных? Позволить верующим не ждать «старого нового» года, а отмечать святки и радоваться в рамках государственных выходных и праздничных дней! Спасибо, сближайтесь, православные! С Рождеством Христовым !
Если отмечать Рождество перед НГ, то и пост будет кончаться перед НГ. А так, как сейчас, -- хоть какой-то сдерживающий фактор, чтобы не поддаться пьяной новогодней вакханалии.