О Крещенской воде - Православный журнал «Фома»
О Крещенской воде
Фото Владимира Ештокина

О Крещенской воде

Приблизительное время чтения: 17 мин.

0 мин.
iframe
Код скопирован

Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими. Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли?

Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд.

И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок. Давайте попробуем разобраться что к чему. За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.

Богоявленская и Крещенская вода

Люди часто спрашивают:

Какая вода крещенская?

Крещенская вода — это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.

Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?

О крещенской воде
Фото Владимира Ештокина

Крещенская и Богоявленская вода — это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление — отсюда два названия воды. Разницы нет.

Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды — и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.

Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.

Вода в крещенскую ночь

Что происходит с водой в Крещенскую ночь?

Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.

Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань — специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния — Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.

В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.

Когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января?

Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.

Раздавать Агиасму верующим начинают после Литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18ого на 19ое) . Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18ого вечером.

В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.

Когда вода становится крещенской?

Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.

о крещенской воде
Фото Владимира Ештокина

Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.

Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом.

Крещенская вода называется Великой Агиасмой, то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.

Молитва на освящение крещенской воды

Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году — в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.

Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например). Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, — Крещении Господнем.

Затем словами «Миром Господу помолимся...» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов...

Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:

«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.

Когда идти за крещенской водой?

Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы.

Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.

о крещенской воде
Andrey Krashenitza, www. flickr. com

У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.

Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.

Чем отличается крещенская вода от святой?

Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой.

Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику.

Так же, как есть просфора Агничная (именно из этой просфоры священник вырезает Агнец — прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым), но она же не является сама по себе Телом Христовым — это тоже такая же просфора, которую мы вкушаем.

о крещенской воде
Фото Владимира Ештокина

Как правильно пить крещенскую воду?

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году — в Крещенский сочельник и в сам Праздник — верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.

Связано это с тем, что Агиасма — это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Молитва на принятие Крещенской воды?

Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.

Что делают с крещенской водой

Можно ли пить крещенскую воду?

Крещенскую воду пить можно и нужно.

Два дня в году — в канун праздника и в Богоявление — крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. В остальное время по сложившейся традиции многие верующие принимают Великую Агиасму натощак (кроме случаев болезни и т. п.). Но при этом стоит помнить, что Богослужебный устав говорит о том, что не пить святую воду только из-за приема пищи — неправильно.

Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «...благодать <...> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

Можно ли разбавить крещенскую воду?

Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств.

Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.

Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения — это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.

Можно ли окропить квартиру крещенской водой?

Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов... и на всяку пользу изрядну (сильную)». То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры — это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.

Что делать с прошлогодней крещенской водой?

Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой — продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить?..

Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено — натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т. е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма — это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Когда можно пить крещенскую воду?

Существует традиция пить Крещенскую воду утром натощак с молитвой. Два дня в году — в крещенский Сочельник и в сам день Крещение ее можно пить в течение всего дня. Однако Богослужебном Уставе говорит, что отлучать себя от святой воды лишь по причине вкушения пищи неправильно. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

При этом читается молитва:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Как пить крещенскую воду?

Первое правило — это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, но мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. Святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились.

Но, в целом, это дань благочестивой традиции — употреблять её натощак, прежде, чем вкусил что-то иное. Употребление святыни — это не просто механическое действие, оно требует веры и надежды на Бога.

Что можно делать с крещенской водой

Как использовать крещенскую воду дома?

Помимо употребления воды, по традиции в праздник Богоявления ею освящают (окропляют) своё жилище. Также можно освятить любую вещь, читая при этом положенные для мирянина молитвы.

о крещенской воде
Фото Saint-Petersburg Theological Academy, www. flickr. com

Как освятить крещенской водой?

Нужно смочить кисточку или что либо подобное в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею то, что вы хотите.

В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог...», можно совершать освящение, произнося эту молитву.

Есть ещё молитва на освящение всякой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).

Можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.

Однако следует помнить, что есть предметы, которые можно попросить освятить священника в храме — иконы, нательные крестики.

Как освятить квартиру крещенской водой?

На освящение (окропление) жилища есть специальная молитва: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».

При это напомним, что существует специальный чин освящения квартиры — он уже совершается священником и один раз. Во время этого чина мы призываем благословение Бога на дом и всех живущих в нем. А окропить крещенской водой свою квартиру, дом может каждый верующий.

Можно ли истопить баню крещенской водой?

Крещенская вода — святыня, которую следует употреблять с благоговением. Получится ли так употребить ее в бане? Вряд ли... От того, что мы попаримся святой водой, сами мы святее не станем. А вот смывая крещенскую воду в канализацию, поступим неправильно.

Можно ли купаться в Крещенской воде?

о крещенской воде
Фото Владимира Ештокина

Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.

Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное — сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) — оттого, что нет веры.

А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

Свойства крещенской воды

Почему крещенская вода испортилась /позеленела?

У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит. Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению. К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает.

Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше".

Помогает ли крещенская вода забеременеть?

Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице — это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.

У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается.

На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой.

То же самое с крещенской водой. Мы можем использовать её в благочестивых целях. Помочь животному — это же благочестивая цель. Ведь Господь любит и милует всякую Тварь.

Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив.

Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?

Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их. У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.

Всех в праздником, дорогие друзья!


Фото на заставке Владимира Ештокина

Смотрите также:

О смысле праздника: Крещение Господне и Богоявление — два события в одном

Крещение Иисуса Христа. Толкование евангелия от Матфея

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (145 голосов, средняя: 4,69 из 5)
Загрузка...
18 января 2023
Поделиться:

  • Catilina
    Catilina8 месяцев назадОтветить

    Игорь, если несколько капель освященной православным пастырем воды освящают жилище, почему же такие же капли не могут освятить неосвященную воду? Это же логично, разве нет? При освящении жилища окропляют стены, а не пол, особенно если относиться при этом к святыне как к святыне и не плескать ею сознательно на пол. А если наплескали - надо бережно вытереть. Это же так нетрудно... В марте 2020 окропила иорданской водой, освященной малым чином на Иордане нашим пастырем в 2016 во время паломнической поездки, свое жилище. Никто из семейных пока не болел ковидом, как привитые, так и непривитые. Эта вода в пластиковой бутылке стоит и пока не портится, хотя вода в Иордане мутная из-за ила, который виден в виде осадка на дне пластиковой бутылки. Также не портится вода из родничка на том месте, где архангел Гавриил принес Божьей Матери благую весть (привезенная из той же поездки).

    • Игорь
      Игорь8 месяцев назадОтветить

      Цитата: "если несколько капель освященной православным пастырем воды освящают жилище, почему же такие же капли не могут освятить неосвященную воду?" Ваша логика примерно такая:
      - Вася, а Петя говорит, что он беседует с Богом.
      - А он не врёт?
      -Ну как может врать человек, беседующий с Богом?
      Я о чём? С чего Вы взяли, что водой чего то там освящают? Определить результат ведь никак невозможно. Так что не получается с освящением обычной воды святой водой. С другой стороны, даже если допустить наличие специфических свойств у святой воды, теоретически возможно, что несколько капель могут освятить простую воду. Но как на самом деле - не известно. И определить это не возможно. Я вот могу точно также предположить, что обычная вода нейтрализует всю "святость" святой воды. И это точно также будет бездоказательно, но и неопровергаемо.
      По ковиду. Тут может аргументировать только нормальная статистика, основанная на достаточном количестве наблюдений, с контрольной группой и пр. Мы, к примеру, ничего не кропили водой и не болели. Но и это тоже ничего не значит.

      • Catilina
        Catilina8 месяцев назадОтветить

        Нет, Игорь, не надо мне приписывать Вашу логику, я верное чадо Православной Церкви и у нас освящают воду и водой. Убеждать Вам ни в чем не собираюсь - вера или дается Богом, или не дается. Вам вот не дано пока. Что касается контрольной группы - в моей фирме, состоящей из 18 человек, болели 17 и не по одному разу. Я же, втечение 9 месяцев делая почти каждый день ПЦР тесты и периодически попадая в конта4т с одним из заболевших (заболевших, заметьте, т.е. температура под 40, боли в горле и пр. прелести ковида) - ни разу не была позитивной. Они уж и бояться за меня перестали, махнули рукой на безнадежно непривитую.

  • Игорь
    Игорь8 месяцев назадОтветить

    А с чего вы взяли, что "Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду", ведь сами говорите, что святость нельзя определить.
    И ещё. Как можно рекомендовать кропить святой водой жилище? Ведь вода неминуемо будет попадать на пол, т.е. на "попираемое место"?

  • Светлана
    Светлана5 лет назадОтветить

    Церковь примазалась к природному явлению,происходящему каждый год по закону природы. Вода, набранная из обычного крана 19 января стоит по 3 года,не портясь и облегчает состояние здоровья в независимости от того с молитвой она пилась или нет.

  • Надежда Бычкова
    Надежда Бычкова6 лет назадОтветить

    Огромное спасибо за статью! Я узнала много нового для себя, исчерпывающий материал, ответы на все вопросы. Кто пишет, что много воды и так далее - это на их совести: не привыкли мыслить, или привыкли критиковать. Главное, очень все толково написано, грамотно, и как будто услышали мои вопросы! Спаси Вас Господи!

  • Елена
    Елена6 лет назадОтветить

    Многие священники уже давно говорят (в том числе и по тв) о том, что купание в водоемах это больше "народная традиция", и совершенно нет необходимости в этом. Не надо искать в Христианстве магию. Тут окунусь, там свечку поставлю... Исповедь и причастие - вот обязательные Таинства (не обряды!) для очищения от греха.
    Нам надо исправлять свою жизнь, участвовать в жизни церкви, научиться отдавать, стать добрее, милосерднее, делами это подтверждая. Тогда и жизнь наша станет лучше.
    Всех с Праздником!!!

  • Дмитрий
    Дмитрий6 лет назадОтветить

    Простите за критику, но в статье много воды, непозволительная роскошь в наше время, а также повторов и противоречий, которые невоцерковленному человеку трудно понять(да и воцерковленному). Искал пост для нашей группы вк, пришлось урезать данную статью почти в 2 раза и то пожалел, надо быть брать статью в др. праовславных источников

  • Дмитрий
    Дмитрий6 лет назадОтветить

    Статья для воцерковленных людей, но и у них вызовет противоречия, а уж у просто для людей которые пришли в Церковь за водой, вообще ничего не даст. Стать длинная, много воды, суть теряется.

  • Грешный Просветитель
    Грешный Просветитель6 лет назадОтветить

    Интересно... возможно, что по сути крещенской воды существовать не может без людей, а праздник и традиция нужны лишь для придания торжественности, и для того чтобы больше людей её осветили своей энергетикой.
    В тексте об этом неоднократно и недвусмысленно говорится, что вот она не отличается от святой воды и что она по сути всего лишь символ, и что важна не вода, а человек
    Не вероятно мудрый текст, наставляющий и приобщающий к около эзотерическим вещам!
    но вот насчёт Благовещенского Огня в Палестине... Я не верю, что простая вера может творить ТАКИЕ вещи...
    нет ну теоретически может, но традиция должна была ведь взяться откуда-то, и я уверен, что сначала этот огонь должен был быть обычным и никакая вера на то время умеренно-немногочисленных христиан не смогла бы так изменить простой огонь. Возможно, скорее всего, этот огонь действительно чудодействен и к его созданию - освещению [а точнее, вероятнее той местности на которой он загорается] причастен либо сам Христос, либо некая высшая сущность из тонких материй.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь