Вопрос читателя:
Почему при прикладывании к святым иконам и Библии нужно креститься? И почему в ходе богослужения нужно часто делать знак креста и кланяться?
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте. Крестное знамение глубоко вошло в жизнь христиан уже ко II веку по Рождестве Христовом. Учитель Церкви Тертуллиан в трактате «О венце воина», датируемом 211 годом пишет о крестном знамении, которым христианин осеняет себя во всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, начиная какое-то занятие. Пожалуй, это самое раннее письменное свидетельство о крестном знамении, как о внешнем выражении и подтверждении своей веры.
Ещё одно соображение о смысле крестного знамения мы находим у преподобного Иоанна Дамаскина, который пишет о Кресте в «Точном изложении православной веры»: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание». То есть крестное знамение — данный Богом и добровольно наносимый на себя людьми знак избрания Божия в род христианский. Существует устойчивое мнение что в таком значении традиция осенения себя крестным знамением восходит к святым апостолам.
Именно ради выражения веры и участия в общей молитве мы, собственно, и употребляем крестное знамение за богослужениями. Осеняя себя крестным знамением перед святыней, мы выражаем свою веру в её святость. Крестное знамение за богослужением — безмолвное подтверждение нашего согласия с каждым возгласом общей молитвы. Осенение себя крестом здесь, в определенном смысле, заменило общее хоровое пение за богослужением.
Также стоит помнить, что осенение себя крестом — мощное духовное оружие против козней сил диавольских. Множество примеров из житий и патериков подтверждают неоспоримую духовную силу крестного знамения.
Так что смело пользуйтесь крестным знамением как свидетельством своего православия, выражением своей молитвы и мощным оружием против лукавых духов.