Вопрос читателя:
Почему праведный Симеон и Анна не проповедовали Господа Иисуса Христа в аду, как Иоанн Креститель?
Олег
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Олег! Если отвечать на вопрос кратко, то потому, что каждому из названных Вами персонажей Священного Писания Господь отвел свою роль в домостроительстве нашего спасения. И праведники называются так именно потому, что стремятся исполнить в жизни волю Божию. Ангелом Господним и Предтечей Церковь именует Иоанна Крестителя именно потому, что ему Господь доверил особое свидетельство о себе. Об особой высоте служения Иоаннова говорит Сам Господь (см. Мф. 11, 11).
Если же подходить с научной точки зрения, то сам факт проповеди Иоанна Крестителя в аду — элемент Предания. Данное Предание восходит к апокрифическому «Слову о сошествии Иоанна Крестителя во ад» Евсевия Александрийского. Проблема этого источника в том, что среди предстоятелей Александрийской Церкви не известен ни один Евсевий. Автор более 20 проповедей, по мнению ученых, жил на рубеже V-VI веков по Р.Х. Но кто он – неизвестно.
В целом Церковь не отвергает мнения о проповеди Иоанна Крестителя в аду, что нашло отражение в достаточно поздних богослужебных песнопениях. В тропаре праздника читаем: «благовестил сущым во аде Бога Явльшагося плотию». Также в одном из канонов: «и сущым во аде проповедуеши душам, глаголя: спасение наше приближися» (служба 29 августа, [второй канон,] песнь 4.
Таким образом, Симеон Богоприимец и Анна пророчица просто не брали на себя особого высокого служения, которое им не было благословлено.