Вопрос читателя:
Объясните, пожалуйста, какой календарь Великого поста правильнее? В одних пишут, что на первой неделе (кроме понедельника) дозволяется только сухоядение, а в других написано, что во вторник и четверг можно горячую пищу без масла. Почему они отличаются?
Руслан
Ответ священника:
Дорогой Руслан, я выражу сейчас своё личное мнение по этому вопросу.
Кажется, зачем священнику писать от себя, если проще открыть Типикон и оттуда списать ответ?
Дело в том, что опыт пастырского служения учит меня, что буквальное исполнение устава поста не приносит пользу, если оно оторвано от той традиции, в какой было рождено.
Тот пост, о котором написано в Типиконе — монастырская практика воздержания. И именно для монахов он был и предназначен в такой строгости. Во многих монастырях не только в понедельник, но и во вторник первой седмицы Великого поста практиковали полный отказ от еды, ни о какой вареной пище до того, как в пятницу после богослужения вкушали коливо, не могло быть и речи. Впрочем, такая строгость была не везде и не для всех. Для тех, кто трудился на тяжёлых послушаниях, были послабления.
Но какое отношение имеет данный устав поста к тем, кто живёт в миру, работает в графике, не предусматривающим пост? Думаю, что никакого.
Для обычного мирянина достаточно того, чтобы воздерживаться от скоромной пищи, и то, если его здоровье позволяет такое воздержание.
Так что я советую Вам пребывать в той разумной мере поста, которая обусловлена Вашими потребностями. Есть возможность поститься без масла — хорошо, поститесь. Есть силы на то, чтобы обходиться сухоядением — пожалуйста! Если же образ жизни требует больше калорий, тогда грехом не будет и употребление растительного масла, а при болезни можно и ещё сильнее облегчить пост.
Лучше всего строгость воздержания обсудить со священником своего прихода, он лучше знает Вас и может подсказать, какой пост принесет пользу, а какой — вред.
И, что очень важно, следует не забывать, что воздержание в пище — лишь средство, а не самоцель.
Ну и, конечно же, грех как превозноситься строгим воздержанием, так и осуждать других за менее строгое, нежели у Вас, пощение.
Храни Вас Господь!