Вопрос читателя:
Почему нельзя в церковь в галстуке?
Ответ:
Большинство дискуссий возникает вокруг одежды православной женщины, но есть камни преткновения и относительно мужского гардероба. Один из них — галстук. Есть множество теорий относительно того, почему нельзя в церковь в галстуке.
По одной из версий (ее придерживаются старообрядцы) повязанный на шее галстук напоминает удавку, на которой повесился Иуда (по этой же причине старообрядки-женщины не завязывают платок узлом под подбородком, а закалывают его булавкой). По другой галстук, как предмет гардероба, пришедший с Запада, чужд православной культуре. Есть и совсем экзотические трактовки — например, галстук называют «стрелкой, указывающей в Ад» и т. д. На самом деле, запрета носить галстук в церковь нет. Надевать ли его — дело личного выбора и вкуса.
Несколько десятилетий назад, когда костюм был наиболее распространенной одеждой мужчин в городах, в нем (и, соответственно, в рубашке с галстуком) ходили и в церковь. В СССР вплоть до конца 1980-х годов, алтарники ходили в рубашках с галстуками, потому что надеть стихарь на сорочку с расстегнутым воротом, а тем более на футболку считалось неприличным. Эта традиция сохраняется на многих приходах.
Сейчас стиль одежды стал более свободным, и мало кто носит костюмы вне офисного дресс-кода, так что галстуки на мужчинах мы видим все реже — и в храме, и в миру.
Это породило межпоколенческие дебаты о том, какая одежда уместнее в храме. Одни предпочитают более официальную одежду, считая, что простая повседневная одежда свидетельствует о непочтительном отношении к Богу и храму. А другие настаивают на том, что неформальный наряд отражает более искреннее отношение к Создателю, стремление приходить к Нему таким, каков ты на самом деле.
Новый Завет не дает нам инструкций по поводу того, какую одежду носить. Но в послании апостола Петра говорится: «…Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Апостол предлагает верующим облекаться (т. е. одеваться) в смиренномудрие. Эта метафора означает, что главное — состояние нашей души, скромность и мудрость.
Редакция журнала «Фома»