
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Почему нельзя причащаться несколько раз в день? Ведь причастие – соединение с Богом, почему я не могу соединиться больше и чаще? Почему? Это же единение! Ладно, мне могут сказать, что это не принято, но почему это считается грехом? Что не так?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
В «Известии Учительном», которое одобрено рядом Московских соборов конца XVII века и содержится в каждом служебнике, дан ответ на Ваш вопрос дан следующим образом:
"... в один день может совершить только одну Литургию и на одном престоле. Эта единичность Святой Жертвы знаменует одну смерть Христову, которую Он один раз ради нас принял, и одну Его страсть, которую за нас претерпел."
Также - и это тоже существенно для понимания Вашего вопроса – там же подробно перечислены условия для принятия святых Таин (причем несколько раз подчеркивается, что они одинаковы для священника и мирянина):
- чтение определенного молитвенного правила,
- участие в полном суточном круге богослужения в день Причастия,
- воздержание от супружеского ложа накануне,
- малоедение вечером (причем не указывается на то, какие продукты есть можно, а какие нет),
- полный запрет на вкушение пищи с полуночи,
- обязательная предварительная исповедь от того христианина (священника или мирянина), который впал в смертный грех. В случае же малых грехов, признавая желательность Таинства Исповеди, Служебник разрешает причащаться и так, если причастник сокрушается в своих грехах.
Самый современный документ Русской Православной Церкви на эту тему – Об участии верных в Евхаристии.
Для ответа на Ваш вопрос существенен пункт про суточный круг богослужений. Причастие является венцом и логичным окончанием суточного круга богослужения, который состоит из, как минимум, вечерни, утрени, часов и Литургию. Несколько суточных кругов богослужения за один день не служат, соответственно, и причащаться можно только один раз (подробнее о суточном круге можно прочитать в материале Какие службы входят в суточный круг?) .
На всякий случай обращу Ваше внимание на то, что, если в храме совершается утром две или даже три Литургии, их всегда служат на разных Престолах (или антиминсах) и разные священники. Один и тот же священник, поскольку непременно должен причащаться, если служит, может совершить литургию только раз в сутки.
И в завершение процитирую слова апостола Павла:
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1 Кор. 11: 28–29).
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Если вчитаться, ответ не дан.
1) Каково происхождение "Известия Учительного"? Оно сформулировано и одобрено вселенскими соборами? Он имеет статус канона? А до XVII века чем руководствовались?
2) Перечисленные в оном "условия для принятия святых Таин" не соблюдается в полной мере - полный суточный круг богослужений сейчас служат разве что в монастырях; причастники не всегда участвуют даже в сокращенном варианте суточного круга; ко причастию без обязательной исповеди мало где допускают. Т.е. Вы ссылаетесь на нормы, которые самой же Церковью не соблюдаются.
3) Совершать одну Литургию на одном престоле и причащаться - вещи разные.
4) Если обязательно проведение суточного круга богослужения, то почему в храмах с несколькими литургиями служат только одну всенощную? По такой логике "легитимной" получается только одна Литургия! А несколько суточных кругов за один день, как Вы сказали, не служат...противоречие.
Строгое соблюдение условий почти никогда не было возможно. Во времена Рима христиане брали Святые дары домой и если не было возможности сделать иначе, причащались дома. А причастие запасными Дарами в тюрьме? А то, что сейчас передавали заболевшим ковид Дары, вкладывая в просфорку?