В первые века христианства пасхальные седмицы завершались совместным празднованием Вознесения Христова и Cошествия Святого Духа. Храмовые образы утрачены, но сохранились книжные миниатюры и изображения на сосудах для елея. На них два события соединялись: в верхней части изображали Христа во славе, а ниже — Ту, от Которой Он воплотился, в окружении апостолов. Святой Дух нисходил к ним в виде голубя.
К VI веку дни Вознесения и Пятидесятницы начали праздновать раздельно. На миниатюре сирийского «Евангелия Раввулы» Сошествие Святого Духа изображено так: белый голубь спускается к стоящим Богородице и апостолам, а над их головами пламенеют языки огня. По сути, это калька с нижней части «Вознесения».
Византийские мастера не стали развивать эту иконографию. Они взяли за основу композицию «Христос и ученики» и создали образ двенадцати апостолов, сидящих на скамьях в Сионской горнице. Центральное место здесь свободно, Богородицу не изображают. Акцент сделан на идее учительства, просвещения.
В западном искусстве сохранилась иконография, включающая Богородицу в круг апостолов. В XVII веке в России появились религиозные гравюры, и русские иконописцы переняли этот сюжет. Он историчен и не противоречит Священному Преданию: Богоматерь была вместе с апостолами при Сошествии Святого Духа, и Она тоже проповедовала Слово Божие. Богородицу обычно изображают в центре, на возвышении, подобном престолу. Иногда при поновлении старых икон мастера дописывали Богоматерь в центральной части «Сошествия», соединив два извода в один.
Русские мастера создали прекрасные иконы Пятидесятницы разных изводов. Как мы поступаем сегодня, выбирая иконографию? Чаще всего, исходя из архитектуры и стиля внутреннего убранства того храма, где должен появиться образ.