Действительно, на иконе Вознесения Господня часто изображают 12 апостолов и Богородицу. А также двух ангелов, которые сообщают им, что Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:10–11), — то есть сообщают сразу и о способе Второго Пришествия Спасителя.
Икона вроде бы основана на рассказе книги Деяния святых апостолов, но есть две отличия. Первое — на изображении всегда присутствует Богородица. В то время как в Писании о ней как о прямой свидетельнице события Вознесения ничего не говорится. Хотя Божия Матерь упоминается буквально в следующих строчках в контексте апостольской общины: Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян 1:14).
Второе отличие от рассказа Деяниий — 12-й апостол.
Стоит заметить, что 12-й апостол вместо отпавшего Иуды действительно был избран апостольской общиной. Им стал апостол от 70-ти Матфий. Но избран он был уже после Вознесения! Так кто же тогда изображен на иконе?
Правильный ответ — первоверховный апостол Павел! Тот, кто сам говорил, что не видел Христа во плоти, — на иконе Вознесения. Почему так?
А все дело в том, что икона — это не только и даже не столько нарисованная история (и в этом ее радикальное отличие от исторической живописи!). Икона — это изображение мира горнего, это знак. Символически на иконе Вознесения изображена вся полнота Церкви.
Кстати, на самом древнем известном нам изображении Вознесения вообще нет двенадцати апостолов — только Христос, Петр, Павел и Богородица. И в них — вся полнота Церкви.