Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Почему на некоторых иконах Крест вместо Христа несет другой человек?Исторически сложились два извода, две традиции изображения «Несения Креста». Согласно первому изводу, Крест несет сам Спаситель. Такой вариант более распространен в западной иконографии. Во втором случае Крест несет Симон Киринеянин. Этот момент описал евангелист Лука: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом (Лк 23:26). В результате взаимопроникновения живописных традиций Востока и Запада русские иконописцы создали прекрасные иконы и фрески обоих изводов, и все они передают трагичность и глубокий смысл Крестного пути.

Есть иконы, где рядом с Симоном свои кресты несут двое разбойников. Благоразумный разбойник устремляет взор вверх, он уже раскаивается и возлагает надежду на Бога — в отличие от второго, уставившегося в землю.

У Спасителя связаны руки, его ведет стража. Стражников на древнерусских иконах изображают со вздыбленными перьями на шлемах — это указание на злобу. Один из римских воинов решительно и жестко указывает вперед, на место казни. На некоторых иконах Спаситель разворачивается и смотрит на Богоматерь, следующую за ним.

Богородица, Иоанн Богослов, святые жены с плачем шествуют позади стражи. Под влиянием западной иконографии в композицию вошло изображение святой Вероники с платом, который она подала Спасителю. Есть фрески, где Богородица и ученики наблюдают за скорбным путем издали, из-за горок. Это подчеркивает одиночество Христа перед казнью.

Почему на некоторых иконах Крест вместо Христа несет другой человек?

«Шествие на Голгофу», как и весь Страстной цикл, настраивает нас на размышления о вселенском значении Крестной смерти и заставляет глубже вникнуть в евангельский текст. Это и выразительное повествование, и напоминание о той дороге, по которой идем мы сами.

Сегодня, когда шестой, Страстной, ряд иконостаса ушел в прошлое, изографы пишут Страстной цикл на стенах, в том числе и в самом алтаре.

0
0
Сохранить
Поделиться: