Вопрос читателя:

Добрый день! Расскажите, пожалуйста про 65 и 11 Апостольские правила. Почему с них пошел такой «водораздел» между православными и иудеями? Иисус Христос и Апостолы были евреями, ходили и проповедовали в синагогах, нам завещано соблюдать и Ветхий и Новый завет.

Насколько я поняла, правило это было принято в 325 году. Император Константин недавно «признал» христианство, антииудаизм в христианской среде возрастал, как и антихристанство в иудейской. Предпосылки есть, но все они видятся политическими. Разъясните, пожалуйста. Спаси Бог.

Анастасия

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Анастасия!

Рассматривая предпосылки размежевания иудаизма и христианства, следует учитывать значительно большую роль религиозного мировоззрения в общественной и, в том числе, политической жизни человека в эпоху Античности, как и Средневековья, чем мы можем себе представить.

Установления IV века, о которых Вы спрашиваете, лишь фиксируют состоявшееся во II веке разделение, инициатива которого исходила с двух сторон, поскольку взаимное несогласие касалось главного для обеих религий: признание или непризнание Господа Иисуса Христа тем самым Мессией, который был обещан в ветхозаветной религии. О том, что иудеи не приняли Христа как Мессию мы читаем уже в книгах Нового Завета. А история архидиакона Стефана стала историческим примером отношения иудеев к христианам. Почитайте речь первомученика перед синедрионом (Деян 7:1-53).

Отправной точкой обрядового отделения можно назвать результаты апостольского собора в Иерусалиме, который состоялся в 51 году по Р.Х. Именно там Закон Моисеев был признан не обязательным. Собор описан в 15 главе книги Деяний.

Среди исторических факторов, способствовавших разделению, отмечу Иудейскую войну и её решающую часть — разорение Иерусалима Титом Флавием Веспасианом в 70 году по Р.Х. Просто напомню, что основной движущей силой этой войны были религиозные ревнители — зилоты, которые продолжали ждать мессию.

Другим важным фактором разделения можно назвать начало активного создания корпуса иудейских текстов Ветхого Завета, известного нам как Масоретская Библия. Не секрет, что систематизация Священного Писания сопровождалась аккуратной, но однозначно антихристианской корректурой текста. А перевод Священного Писания на греческий язык становится причиной ежегодного траура для иудеев. В этот же период христиан перестают пускать для проповеди и молитвы в иудейские синагоги.

Яркий памятник взаимоотношений раннего христианства и иудаизма — труд Иустина Философа «Разговор с Трифоном иудеем». Видимо собеседником будущего мученика в середине II века по Р.Х. стал его современник раввин Тарфон. Уже Иустин Философ заявляет о переходе Святого Духа в новозаветную Церковь и оставлении Богом иудаизма. Впрочем, здесь Иустин просто цитирует Господа и Спасителя Христа (Мф 23:37-38).

Сочинения против заблуждений современных им иудеев в III веке пишут Тертуллиан, Ипполит Римский и Киприан Карфагенский. К Первому Вселенскому Собору позиция Церкви в отношении иудаизма была определена.

В то же время не соглашусь с Вами в том, что 11 Апостольское правило вообще имеет отношение к Вашему вопросу. Процитирую его: «Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам». В этом правиле запрещается совместная молитва верных с изверженным из сана бывшим клириком христианской Церкви. К иудаизму данное правило отношения не имеет.

Возможно Вы имеете в виду 11 правило Шестого Вселенского собора, которое прямо посвящено запрету общения с иудеями. Напомню текст этого правила: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

65 Апостольское правило прямо приравнивает совместную молитву с иудеями в синагоге к молитве с еретиками, санкции в отношении которой даны ранее в 45 правиле. Процитирую 65 правило: «Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного». Могу вам также напомнить 70 Апостольское правило, которое запрещает поститься и праздновать с иудеями. Существует еще несколько аналогичных постановлений в корпусе канонического права Церкви.

Но подчеркну ещё раз. Решения Вселенского Собора всего лишь юридически зафиксировали сложившуюся духовную реальность. И политические конъюнктурные соображения времен императора Константина здесь глубоко вторичны.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
0
Сохранить
Поделиться: