Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» стала настоящей сенсацией в 1980-х — трудно было поверить, что в официально атеистической стране со сцены театра можно услышать мотивы православных песнопений, увидеть иконы и Андреевские флаги. Это был 1981-й год — до развала Советского Союза оставалось еще 10 лет.

Заканчивается опера пением «Аллилуйя» (в переводе — «хвалите Господа») — этот возглас можно встретить уже в Ветхом Завете. В современном богослужении он обычно повторяется три раза в честь всех Лиц Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. «Аллилуйя» поют или читают в наиболее важные моменты богослужения: например, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.

Почему композитор «Юноны и Авось» закончил легендарную рок-оперу именно так
Справа налево: актер Николай Караченцев, поэт Андрей Вознесенский, режиссер Марк Захаров, композитор Алексей Рыбников на премьере рок-оперы «Юнона и Авось», 1981 год

Для композитора Алексея Рыбникова вера всегда имела огромное значение: и в личной жизни, и в творчестве. Его родители были верующими, сам он постоянно посещал богослужения. По воспоминаниям его мамы, Алексей уже в полугодовалом возрасте пытался дирижировать церковным хором. «Вера в нашей семье была совершенно естественной частью жизни», — рассказал композитор журналу «Фома».

Песнопение «Аллилуйя» композитор помещает в заключительную часть рок-оперы как символ любви — именно в евангельском ее понимании. Для Рыбникова любовь — ответ на все больные вопросы и неурядицы нашей земной жизни:

— «Всем проклятым вопросам ответим: аллилуйя любви, аллилуйя!» Причем любви не просто между мужчиной и женщиной, а Любви в высоком Евангельском смысле. Главная тема «Юноны» — это поиск. Мучительный поиск ответов на наши самые важные жизненные вопросы и вопросы взаимоотношения человека с миром высшим, духовным, — сказал композитор в интервью журналу «Фома».

1
0
Сохранить
Поделиться: