Вопрос читателя:
В Евангелии от Матфея (Стих 11 [окончание]) говорится: «И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». В комментариях я нашёл, что это изобразил пресвитер Ювенкус словами: «Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю, и Человеку, и Богу». Он говорит, что это таинственный смысл даров. Как это понимать? Ладан — царю, Золото — человеку, смирну — Богу?
Владимир
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Владимир.
Комментируя символическое и пророческое значение даров, которые волхвы принесли Богомладенцу Христу: золота, ладана и смирны (см. Мф. 2, 11), лучше опираться на устойчивые древневосточные практики современников Спасителя, поскольку святой апостол и евангелист Матфей именует волхвов греческим словом μάγοι — волшебники, а в позднеантичной литературе так именовали выходцев из древнего Ирана или Вавилонии, соответственно, исповедовавших зороастризм или практиковавших астрологию.
На древнем Востоке золото приносили в дар царям, ладан использовали для служения Богу, а смирну использовали для помазания при погребении умерших людей. Полагаю, что блаженный Иероним Стридонтский, который жил в конце IV — начале V века, упоминая в краткой цитате стих некоего пресвитера Ювенкуса, вряд ли считал обязательным сопоставительное перечисление даров и их символов, полагая что символическое значение каждого дара известно его читателям. Об этом свидетельствует сама тональность блаженного Иеронима: «Весьма прекрасно изобразил в одном стишке таинственное значение даров этих пресвитер Ювенкус: „Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю и Человеку, и Богу“.» (Блаж. Иероним Стридонтский. Толкование на Евангелие от Матфея).
Пояснения понадобились для верующих последующих эпох, более далеких от древневосточных обычаев. Вот что пишет о символике даров таинственных волхвов уже святитель Григорий Двоеслов, живший в конце VI — начале VII века: «Но волхвы принесли злато, ливан и смирну. Ибо злато приличествовало Царю, а ливан употреблялся при жертвоприношении Богу, смирною же бальзамируются тела умерших. Следовательно, волхвы Того, Кому кланяются, еще проповедуют таинственными дарами: златом — Царя, ливаном — Бога, смирной — имеющего умереть». (святитель Григорий Двоеслов. Сорок гомилий на Евангелия). О такой же символике даров волхвов свидетельствует святитель Григорий Палама.
Приведу такое пояснение византийского богослова конца XI века Евфимия Зигабена: «Именно золото есть символ царского достоинства, потому что подданные платят дань царям золотом; ливан (ладан) — символ Божества, так как ладан возжигают Богу; смирна же — смертности; ею издревле намащали мертвые тела, чтобы они не гнили и не издавали запаха. Своими приношениями они показали, что этот явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что вкусит смерть за людей, как человек».
Об этом же пишет современный толкователь Евангелия протоиерей Олег Стеняев, комментируя блаженного Иеронима: «Здесь можно немного не согласиться с пресвитером Ювенкусом, точнее с построением его стиха. Разумнее выстроить другой порядок: золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как Человеку. Смирна на Востоке входила в состав бальзама, которым натирали мертвое тело. Блаженный Феофилакт поясняет: „а смирну, как имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным, ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу“. Похоже, что волхвам, судя по их дарам, было открыто и много более, чем мы можем себе представить…» (прот. О. Стеняев. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1, Беседа 3).
Пользуясь принципом «согласия отцов» в толковании Священного Писания, считаю, что именно так и стоит понимать пророческий смысл даров волхвов. О них на нашем сайте есть подробный иллюстрированный материал.