Почему Христа и Богоматерь иногда изображают в сияющем ореоле?Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Этот светоносный ореол, чаще всего овальный, в форме миндаля, называется «мандорла» и в переводе с итальянского и означает — «миндалина». Но это название — не более чем указание на очертания. Символ, родственный нимбу, имеет настолько древнюю историю, что и версий его происхождения несколько: предположительно, он пришел в христианское искусство из Рима, Палестины, а может быть, и Азии. Но в христианстве этот символический элемент приобрел новый смысл.

Первые изображения Христа в миндалевидном сиянии мы видим в сценах Преображения, например в мозаике VI века в монастыре Святой Екатерины на Синае. Сияние вокруг преобразившегося Спасителя — это сияние Божественного Света, Славы Господней, вот что передает это иконографическое средство. Поэтому фигуру Христа заключают в мандорлу и в композициях Вознесения, Сошествия в ад (Воскресения Христова), Успения Пресвятой Богородицы, Страшного Суда.

Изображают мандорлу по-разному: круг, овал с плавными либо заостренными очертаниями. Но мы всегда узнаем ее. Мандорла не просто светится, а пламенеет. Понять это можно не только по лучам, исходящим от фигуры Христа, но и по структуре самой мандорлы. Она состоит из нескольких концентрических слоев, четко отделенных друг от друга, с темной или, напротив, светлой, иногда золотой сердцевиной. Используются оттенки синего, голубого, пламенного красного, белые и золотые лучи, звезды — символ Неба.
Фигуру Богоматери изображают в мандорле в таких композициях, как Успение, Знамение и т. п. На иконе Успения Пресвятой Богородицы в светоносном круге мы видим Ее в момент вознесения на Небо, когда Она подает апостолу Фоме свой пояс.

0
0
Сохранить
Поделиться: