Вопрос читателя:
Почему говорят, что Моисею в Неопалимой Купине явился Бог Сын Иисус Христос, а не Бог Отец? И говорил с Моисеем. Ведь Бог Отец говорил людям о Боге Сыне Иисусе Христе из облака (Мф. 17:5).
Мария
Ответ священника:
Здравствуйте, Мария!
Из Вашего вопроса неясно, как явление гласа Божия в день Преображения Господня, о котором пишет святой апостол и евангелист Матфей (Мф. 17:5) противоречит возможности явления Бога Слова в неопалимой купине. Это разные события Священной истории.
Традиция же считать, что Моисею явился Господь и Спаситель Христос тесно связана с почитанием Божией Матери и Приснодевы Марии. И с объяснением Её Приснодевства через прообраз неопалимой купины. Традиция эта очень древняя. Восходит она к святителю Кириллу Александрийскому. (376-444).
В своей книге «Глафиры», он, в частности, пишет:
«Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому и говорит в одном случае: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29; сн.: Втор. 4, 24); а в другом случае: «дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет» (Пс. 102, 15). Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно», как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2, 9). И «Который обитает в неприступном свете» (1Тим. 6, 16), то есть Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это преобразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповрежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворило и соделало нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь (Ин. 14, 6), в этом как мог бы кто усомниться? Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе».
Об этом также писали преподобный Иоанн Дамаскин:
«Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?» и святитель Григорий Нисский: «Так мы понимаем и чудо, происшедшее с Девой: Свет Божества родился через Нее и воссиял в человеческой жизни, но Он сохранил невредимым куст, с которым соединился: цвет девства не увял и при родах».
Прообразовательное отождествление Пресвятой Богородицы с неопалимой купиной сделало практически неизбежным понимание явления Божия из неё, как явление Господа и Спасителя Христа.

