Вопрос читателя:
Здравствуйте! Почему, если «брак благословен и ложе непорочно», в венчаном браке происходит порочное зачатие и рождается уже грешный человек? Спасибо.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Непорочность брака — это о том, что для человека нормально жить всю жизнь с одним супругом и, предпринимая совместную жизнь, помолиться Богу о помощи (это и есть венчание). И смысл в том, что совместная жизнь мужчины и женщины, их физические отношения происходят нормальным образом: это не блуд, это не прелюбодеяние, это и есть непорочность брака — то есть правильное устроение совместности мужчины и женщины.
Греховность человеческой природы — это фундаментальное следствие грехопадения Адама и Евы, когда вся человеческая природа оказалась деформирована, и основное следствие выбора Адама сделать что-то без Бога — это то, что теперь в каждом своем выборе человек оказывается перед этой «вилкой» выбора — сделать по-Божески или сделать не по-Божески. На уровне природы результат грехопадения — это смертность тела человека. При этом, напомню, душа человеческая как была бессмертной, так и осталась.
Будучи поврежден грехом (см. Грехопадение. Порча), человек в течение долгого времени был в принципе лишен возможности даже душой бессмертной пребывать с Богом — и после смерти все отправлялись в ад. Христос, когда пришел в мир (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?), открыл для каждого человека возможность преодолеть последствия первородного греха, так что теперь от личного выбора человека, от того, в каком состоянии пребывает его душа после смерти, зависит, будет ли душа после смерти в вечности с Богом или вдали от Него, в аду.
Что касается брака, брак относится к плоскости земной жизни и к тому, как устраивается этот очень краткий отрывок времени от рождения до смерти. И любое действие можно в течение жизни сделать греховно или не греховно. Что касается именно отношений между мужчиной и женщиной, их негреховность, как я уже сказал выше, состоит в том, что они живут честно, верно, официально перед людьми и перед Богом. Но к преодолению последствий первородного греха это не имеет никакого отношения, это просто вещи разного порядка.
С Богом!