
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. Почему церковные люди очень злые, а невоцерковленные добрые? Не все, но многие. У меня свекровь уже больше 20 лет в церкви, не то что я — лет 7. Все знает, соблюдает, по праздникам не стирает, причащается каждую неделю, а только слово скажи — она тебя чуть ли не матом пошлет, унизит, оскорбит, а потом ещё и заповедь расскажет, что раз я христианка, то не должна обижаться, что это во мне гордость. А знакомая женщина, в деревне живёт, где церкви нет, очень добрая, никогда её не видела кричащей, посмотришь на неё — и благодать на душе. Почему же так всё происходит?
Анастасия
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Анастасия, то, что Вы говорите — это одновременно и правда и опасное обобщение, логику которого подкидывает лукавый. Сейчас поясню оба пункта.
Правда в том, что есть определенный процент людей, которые стараются соблюдать церковные правила и жить духовной жизнью, но при этом есть три момента: искушения лукавого, ошибки в духовной жизни, недостаточный опыт духовной жизни.
С первым, думаю, Вы и сама все понимаете: на нецерковных людей и нецерковные семьи лукавый особо и не нападает, потому что его цель — отвернуть человека от Бога, а если человек и так не с Богом, то и смысла нет. А вот если человек стремится к Богу, лукавый негодует и стремится его от Господа отвратить. И либо его начинает раздражать, так что порой даже самый глубоко верующий человек не в состоянии выдержать этих нападок, либо начинает действовать через других людей, чтобы человека от Церкви отвратить. Какая методика тут лучшая? Да просто-напросто показать, что церковные люди — злые. И вот лукавый начинает устраивать ловушки так, что церковный человек, где-то слабый духом, спотыкается и начинает творить невесть что, а второй, который на пути к Богу, делает вывод, что в Церкви нет никакой пользы. Это очень старая схема, как видите, вполне, увы, рабочая. Вы лично себе задавайте вопрос, каков итог у того, что с Вами происходит. И если итог такой, что от Церкви хочется бежать и отвернуться — стало быть, это действия лукавого и нужно перекреститься, помолиться хоть про себя, неочевидно для окружающих, и ни в коем случае не сходить с пути духовной жизни.
Второй момент — это неправильное воцерковление. Знаете, бывает, человек учится танцам, или иностранному языку, или ремеслу и в какой-то момент запоминает один или несколько элементов неправильно: ставит руки и ноги не в ту позицию, выучивает не те слова или неверно запоминает слова и спряжения, в ремесле неправильно держит инструмент или запоминает какое-то ошибочное действие с материалами и сочетание материалов. Итог у всего этого один — кривой, нестройный, плохой результат, а подчас и вред здоровью. Потому что, если неправильно встать в какую-то позицию или не так расположить руку для выполнения танцевального или спортивного элемента или для многотонной работы, в итоге можно перетрудить мышцы, растянуть связки или получить такую травму, что не то что элемент не выполнишь и деталь не выточишь, а будешь потом долго восстанавливать здоровье. А в языке придутся переучивать целые блоки, чтобы с языком работать. В духовной жизни точно так же: если в процессе воцерковления что-то пошло не так, человек не смог, в силу неопытности, отметить, а духовник не уследил (как и тренер и мастер, увы, могут не уследить) — то получается такая же кривизна в конечном итоге. И вместо повышенного внимания к себе, молитвы, стяжания мира в сердце и любви в отношениях получается злость и раздражительность. В спорте, видите, тело травмируется, а если неправильно в духовной жизни, то душа болит, кричит и страдает — а итог вырывается наружу. Да плюс еще лукавый действует — вот и имеем то, что имеем, например, то, что Вы описали. Такие вещи можно вылечить и исправить, если остановиться, задуматься, обсудить все с духовником, крепко молиться и заняться поиском моментов, где же что-то «встало» внутри неправильно и теперь дает такой вот эффект. Это не только о том, что человек злой, но о том, что в душе в него плохо, страдает он, а увидеть этого не может, потому что опыта нет. Очень это грустно. Вы молитесь о свекрови, ладно? Может быть, Господь ее вразумит и она сама увидит, что неправа. Собственно, «по праздникам не стирает» — как раз на эту тему: нет такой заповеди или канона, чтобы не стирать. Есть традиция, что с утра в праздник христианин на литургии, да. А днем, если нужно, можно и работать и всеми бытовыми делами заниматься. Праздник — это о том, чтобы быть с Богом, помолиться с утра, с Божией помощью, причаститься, а потом можно делать то, что требуется. Не стирать, не убираться — это просто благочестивая традиция и смысл в том, что от бытовых дел день высвобождается ради пребывания в духовном6 чтения Писаний и духовных книг, дел милосердия. А не просто так запрет на стирку.
А третий момент — самый простой: если человек недостаточно опытен (и тут, понимаете, можно и 20 лет быть в Церкви, но не продвигаться в духовной жизни и быть на начальном уровне), он просто не умеет справляться с собой. Так же, как первоклассник не сумеет извлечь квадратный корень или, например, задачки с тангенсами решить. Но если в первом классе пересидеть до 16 лет, скажем, конечно, будешь злиться, потому что вроде взрослый — а программу не усвоил и дальше идти не можешь. Тут уж не до мира, будешь злиться... а надо не злиться, а вперед идти, но, опять же, бывает, лукавый не дремлет и человек, вместо того чтобы идти куда надо, так и остается на месте, а душа болит и страдает у него.
Что касается знакомой из деревни, она может просто иметь хорошее воспитание, быть действительно от природы добрее, а может быть христианкой, которая молится про себя и не воцерковлена просто в силу отсутствия храма. Но в сердце она именно христианка и живет по-христиански, потому что правильно кем-то научена, и дай Бог ей здоровья.
Не сравнивайте разных женщин с разным воспитанием, опытом жизни и биографией, потому что личность человека складывается из всей практики его жизни и тут во многом кому как повезло. О свекрови молитесь и постарайтесь сама следовать добрым примерам, помня об искушениях, часть из которых я описал. Хотите — почитайте «Письма Баламута» Льюиса, это отличная книга. И свекрови можете потом ее показать, как прочитаете, вместе посмеетесь и подумаете.
С Богом!
Автор, почему все высокие женщины глупые, а женщины маленького роста наивные? Почему все рыжие - полные, а все блондины худые. И т.д. Ну как можно на основании такого совершенно ограниченного опыта делать подобные заключения, кидающие в одну кастрюлю массу людей?