Почему церковные люди очень злые, а невоцерковленные добрые? - Православный журнал «Фома»
Почему церковные люди очень злые, а невоцерковленные добрые?
Фото Carlos Quintero on Unsplash

Почему церковные люди очень злые, а невоцерковленные добрые?

5 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. Почему церковные люди очень злые, а невоцерковленные добрые? Не все, но многие. У меня свекровь уже больше 20 лет в церкви, не то что я — лет 7. Все знает, соблюдает, по праздникам не стирает, причащается каждую неделю, а только слово скажи — она тебя чуть ли не матом пошлет, унизит, оскорбит, а потом ещё и заповедь расскажет, что раз я христианка, то не должна обижаться, что это во мне гордость. А знакомая женщина, в деревне живёт, где церкви нет, очень добрая, никогда её не видела кричащей, посмотришь на неё — и благодать на душе. Почему же так всё происходит?

Анастасия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Анастасия, то, что Вы говорите — это одновременно и правда и опасное обобщение, логику которого подкидывает лукавый. Сейчас поясню оба пункта.

Правда в том, что есть определенный процент людей, которые стараются соблюдать церковные правила и жить духовной жизнью, но при этом есть три момента: искушения лукавого, ошибки в духовной жизни, недостаточный опыт духовной жизни.

С первым, думаю, Вы и сама все понимаете: на нецерковных людей и нецерковные семьи лукавый особо и не нападает, потому что его цель — отвернуть человека от Бога, а если человек и так не с Богом, то и смысла нет. А вот если человек стремится к Богу, лукавый негодует и стремится его от Господа отвратить. И либо его начинает раздражать, так что порой даже самый глубоко верующий человек не в состоянии выдержать этих нападок, либо начинает действовать через других людей, чтобы человека от Церкви отвратить. Какая методика тут лучшая? Да просто-напросто показать, что церковные люди — злые. И вот лукавый начинает устраивать ловушки так, что церковный человек, где-то слабый духом, спотыкается и начинает творить невесть что, а второй, который на пути к Богу, делает вывод, что в Церкви нет никакой пользы. Это очень старая схема, как видите, вполне, увы, рабочая. Вы лично себе задавайте вопрос, каков итог у того, что с Вами происходит. И если итог такой, что от Церкви хочется бежать и отвернуться — стало быть, это действия лукавого и нужно перекреститься, помолиться хоть про себя, неочевидно для окружающих, и ни в коем случае не сходить с пути духовной жизни.

Второй момент — это неправильное воцерковление. Знаете, бывает, человек учится танцам, или иностранному языку, или ремеслу и в какой-то момент запоминает один или несколько элементов неправильно: ставит руки и ноги не в ту позицию, выучивает не те слова или неверно запоминает слова и спряжения, в ремесле неправильно держит инструмент или запоминает какое-то ошибочное действие с материалами и сочетание материалов. Итог у всего этого один — кривой, нестройный, плохой результат, а подчас и вред здоровью. Потому что, если неправильно встать в какую-то позицию или не так расположить руку для выполнения танцевального или спортивного элемента или для многотонной работы, в итоге можно перетрудить мышцы, растянуть связки или получить такую травму, что не то что элемент не выполнишь и деталь не выточишь, а будешь потом долго восстанавливать здоровье. А в языке придутся переучивать целые блоки, чтобы с языком работать. В духовной жизни точно так же: если в процессе воцерковления что-то пошло не так, человек не смог, в силу неопытности, отметить, а духовник не уследил (как и тренер и мастер, увы, могут не уследить) — то получается такая же кривизна в конечном итоге. И вместо повышенного внимания к себе, молитвы, стяжания мира в сердце и любви в отношениях получается злость и раздражительность. В спорте, видите, тело травмируется, а если неправильно в духовной жизни, то душа болит, кричит и страдает — а итог вырывается наружу. Да плюс еще лукавый действует — вот и имеем то, что имеем, например, то, что Вы описали. Такие вещи можно вылечить и исправить, если остановиться, задуматься, обсудить все с духовником, крепко молиться и заняться поиском моментов, где же что-то «встало» внутри неправильно и теперь дает такой вот эффект. Это не только о том, что человек злой, но о том, что в душе в него плохо, страдает он, а увидеть этого не может, потому что опыта нет. Очень это грустно. Вы молитесь о свекрови, ладно? Может быть, Господь ее вразумит и она сама увидит, что неправа. Собственно, «по праздникам не стирает» — как раз на эту тему: нет такой заповеди или канона, чтобы не стирать. Есть традиция, что с утра в праздник христианин на литургии, да. А днем, если нужно, можно и работать и всеми бытовыми делами заниматься. Праздник — это о том, чтобы быть с Богом, помолиться с утра, с Божией помощью, причаститься, а потом можно делать то, что требуется. Не стирать, не убираться — это просто благочестивая традиция и смысл в том, что от бытовых дел день высвобождается ради пребывания в духовном6 чтения Писаний и духовных книг, дел милосердия. А не просто так запрет на стирку.

А третий момент — самый простой: если человек недостаточно опытен (и тут, понимаете, можно и 20 лет быть в Церкви, но не продвигаться в духовной жизни и быть на начальном уровне), он просто не умеет справляться с собой. Так же, как первоклассник не сумеет извлечь квадратный корень или, например, задачки с тангенсами решить. Но если в первом классе пересидеть до 16 лет, скажем, конечно, будешь злиться, потому что вроде взрослый — а программу не усвоил и дальше идти не можешь. Тут уж не до мира, будешь злиться... а надо не злиться, а вперед идти, но, опять же, бывает, лукавый не дремлет и человек, вместо того чтобы идти куда надо, так и остается на месте, а душа болит и страдает у него.

Что касается знакомой из деревни, она может просто иметь хорошее воспитание, быть действительно от природы добрее, а может быть христианкой, которая молится про себя и не воцерковлена просто в силу отсутствия храма. Но в сердце она именно христианка и живет по-христиански, потому что правильно кем-то научена, и дай Бог ей здоровья.

Не сравнивайте разных женщин с разным воспитанием, опытом жизни и биографией, потому что личность человека складывается из всей практики его жизни и тут во многом кому как повезло. О свекрови молитесь и постарайтесь сама следовать добрым примерам, помня об искушениях, часть из которых я описал. Хотите — почитайте «Письма Баламута» Льюиса, это отличная книга. И свекрови можете потом ее показать, как прочитаете, вместе посмеетесь и подумаете.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (17 голосов, средняя: 4,94 из 5)
    Загрузка...
    4 августа 2023
    Поделиться:

    • Catilina
      Catilina1 месяц назадОтветить

      Автор, почему все высокие женщины глупые, а женщины маленького роста наивные? Почему все рыжие - полные, а все блондины худые. И т.д. Ну как можно на основании такого совершенно ограниченного опыта делать подобные заключения, кидающие в одну кастрюлю массу людей?

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь