Вопрос читателя:

Добрый день!

Со времён моего воцерковления Церковь в моём сознании является активным источником тревоги: постоянные статьи в православных журналах о пришествии антихриста, в каждой церковной лавке нас в первую очередь встречает литература против абортов (даже тех, кто к абортам никогда отношения не имел), и уже в наши дни - коронавирусное противостояние. Если взять книги монахов о "правильности" жизни: "Такой-то сказал таким-то в напутствие на венчание, что супружеских обязанностей не иметь по праздникам, перед праздниками, ..." (далее идёт огромный перечень того, чего иметь ещё нельзя). Далее идёт о том, что рок-музыка от сатаны. Причём пишут это люди, "натягивая сову на глобус", не имея даже малейших познаний в искусстве. И жития святых, где, я так понимаю, приводятся примеры с "благочестивым вымыслом".

Смотрю на это и думаю: может, не надо было этого читать вообще? Так ведь и вообще вся православная жизнь у нас толкуется как претерпевание страданий. Тогда чем мы отличаемся от католиков, которые блох и вшей рассматривали как повод для духовного роста? Или от подростков, которые режут себе вены? Достаточно же зайти в музей, посмотреть на вериги монашеские, и сказать, что ради Христа можно творить с собой всё!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение! В Вашем письме несколько тем - про смысл христианской жизни, про стратегии христианской жизни, про страдания в жизни человека и восприятие страданий и про конкретную литературу, о которой Вы написали.

Я постараюсь написать о них последовательно, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Смысл жизни человека - в том, чтобы реализовать свое призвание, а призвание человека - это быть с Богом сейчас и в Вечности. Человек сотворен по образу и подобию Божию. По образу- это значит, что он обладает свободной волей, по подобию - значит, что, уподобляясь Богу, человек призван возрастать в любви, раскрывая свои таланты, сближаясь с Богом и с другими людьми, например, в чистом дружеском общении, в законном браке и так далее.

Почему все непросто? Потому что после грехопадения у человека появился опыт греха - ошибочного выбора, а ошибка заключается в том, что человек выбрал быть без Бога, в отрыве от Бога, то есть вне своего естественного состояния. Теперь каждый человек находится в состоянии выбора - быть с Богом или нет, выбирает путь, который ведет к Богу, или отдаляет от Него. Выбирать легко, когда есть ясное представление о действительности, и трудно, когда это представление искажено. Смысл духовной жизни в том, чтобы научиться видеть себя и действительность максимально ясно, объективно, и понимать, куда нужно двигаться и как действовать. Собственно, все стратегии духовной жизни - об этом, внутренняя борьба - об этом преодолении логики греха в пользу логики жизни по-божески (и, собственно, по-человечески). Церковная жизнь - это приобщение к Богу через таинства,которые Бог оставил для укрепления человека: Причастие (Таинство соединения с Богом), исповедь (в которой прощаются грехи) и так далее. Все делается ради того, чтобы человек мог перестроиться внутренне с греховных стратегий (которые он мог усвоить и неосознанно) на правильные, ведущие к Богу, к соединению с Ним, к Богообщению.

Как именно происходит эта перестройка, зависит от человека, от пути, который он выбирает. Если человек живет в миру, он перестраивает свое поведение, советуясь с духовником, но он руководствуется своей волей. Если человек уходит в монастырь, он поступает в послушание к игумену и полностью живет по его наставлениям, усваивая другую, не мирскую логику жизни (это большой разговор, я сейчас говорю кратко). Те стратегии подвигов, которые Вы упомянули - например, ношение вериг - это добровольно взятые на себя подвиги, о которых сам человек точно понимал, что они ему помогут справиться с грехом, например, с какими-то телесными проявлениями. Это не для всех, это очень особый путь, и он не ради самих страданий, а ради внутренней перестройки. То есть это не мазохизм, а одна из (!) возможных стратегий, которые кому-то помогали перестроиться внутренне. Повторю, это особый путь, не для всех.

Как Вы понимаете, подростки режут себе вены по другим причинам.
Что касается страданий, думаю, никто не будет спорить с тем, что в жизни человек сталкивается со множеством проблем и вопросов. Христианский взгляд на них отличается тем, что человек понимает, что, во-первых, Бог всегда с ним и всегда поможет преодолеть возникшие испытания, во-вторых, человек осознает, что в каждой ситуации нужно выбирать стратегии поведения, опираясь на определенные духовные законы. Например, не идти по пути греха, молиться, никогда не выбирать зло. Очень важный момент - смирение. О нем я Вам советую материал по ссылке. Если коротко, смирение - это способность видеть ситуацию максимально объективно и понимать, что в границах твоих возможностей, а что нет, и что в конечном итоге все зависит от Бога. На самом деле, так оценивать ситуацию и уметь спокойно принять, что есть вещи, с которыми ты ничего не сможешь сделать, - это очень сложно и, в общем, требует от человека искусства и доверия Богу. А искусство надо приобрести и опыт доверия Богу тоже, в общем, они являются плодом внимательной духовной жизни.

Специальное желание страданий или стремление к ним - это возможный путь, но, как и принятие на себя серьезных подвигов, путь в достаточной степени экстремальный. Он возможен только если человек сам осознает, что да, он хочет испытаний, он через них пройдет и укрепится. Если такой убежденности, подкрепленной реальными фактами собственного опыта, нет, я бы не советовал. Собственно, в духовной жизни стремление к подвигам не по силе называется неуместной ревностью, ревностью не по Богу, и является проявлением гордыни - серьезно завышенной (необъективной) оценки своих сил. Человек может просто надорваться, поэтому человеку, не очень опытному в духовной жизни, такие подвиги можно принимать на себя только после совета с духовником (по аналогии с тем, как спортивную нагрузку неопытный спортсмен может увеличивать только после совета с тренером, иначе получит травму).

Я бы советовал сосредоточиться на главное цели — том, к чему человек призван, и свои жизненные стратегии выстраивать, исходя из нее. И Вы увидите, что основа этой цели — это стремление к любви, радости, миру сердечному, а тактика — убирать изнутри все то, что этому мешает.

Теперь мы переходим к конкретным вещам, о которых Вы написали. Все эти книги — это не основное чтение, которое должно быть у православного христианина. Если их чтение не способствуют внутренней дисциплине и собранности, а просто расшатывают нервы, совершенно спокойно можно это все не читать, а сосредоточиться на молитве, участии в богослужениях и Таинствах, чтения Священного Писания с толкованием и серьезной духовной литературы более чем достаточно. Эти книги проверены временем, а та литература, о которой Вы пишете, в общем, такой проверки пока не прошла.

Монашескую литературу мирянам нужно читать аккуратно, потому что Вы же понимаете, что некоторые монашеские стратегии в мирской жизни и в жизни семейного человека нельзя реализовать.

Так что оставьте эти книги, читайте то, что Вам посоветует духовник и что помогает Вам сохранить внутреннее равновесие, думаю, в Вашем случае это будет правильным.

Храни Вас Бог!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
13
1
Сохранить
Поделиться: