Почему Церковь - источник тревоги?

Почему Церковь - источник тревоги?

Вопрос читателя:

Добрый день!

Со времён моего воцерковления Церковь в моём сознании является активным источником тревоги: постоянные статьи в православных журналах о пришествии антихриста, в каждой церковной лавке нас в первую очередь встречает литература против абортов (даже тех, кто к абортам никогда отношения не имел), и уже в наши дни - коронавирусное противостояние. Если взять книги монахов о "правильности" жизни: "Такой-то сказал таким-то в напутствие на венчание, что супружеских обязанностей не иметь по праздникам, перед праздниками, ..." (далее идёт огромный перечень того, чего иметь ещё нельзя). Далее идёт о том, что рок-музыка от сатаны. Причём пишут это люди, "натягивая сову на глобус", не имея даже малейших познаний в искусстве. И жития святых, где, я так понимаю, приводятся примеры с "благочестивым вымыслом".

Смотрю на это и думаю: может, не надо было этого читать вообще? Так ведь и вообще вся православная жизнь у нас толкуется как претерпевание страданий. Тогда чем мы отличаемся от католиков, которые блох и вшей рассматривали как повод для духовного роста? Или от подростков, которые режут себе вены? Достаточно же зайти в музей, посмотреть на вериги монашеские, и сказать, что ради Христа можно творить с собой всё!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение! В Вашем письме несколько тем - про смысл христианской жизни, про стратегии христианской жизни, про страдания в жизни человека и восприятие страданий и про конкретную литературу, о которой Вы написали.

Я постараюсь написать о них последовательно, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Смысл жизни человека - в том, чтобы реализовать свое призвание, а призвание человека - это быть с Богом сейчас и в Вечности. Человек сотворен по образу и подобию Божию. По образу- это значит, что он обладает свободной волей, по подобию - значит, что, уподобляясь Богу, человек призван возрастать в любви, раскрывая свои таланты, сближаясь с Богом и с другими людьми, например, в чистом дружеском общении, в законном браке и так далее.

Почему все непросто? Потому что после грехопадения у человека появился опыт греха - ошибочного выбора, а ошибка заключается в том, что человек выбрал быть без Бога, в отрыве от Бога, то есть вне своего естественного состояния. Теперь каждый человек находится в состоянии выбора - быть с Богом или нет, выбирает путь, который ведет к Богу, или отдаляет от Него. Выбирать легко, когда есть ясное представление о действительности, и трудно, когда это представление искажено. Смысл духовной жизни в том, чтобы научиться видеть себя и действительность максимально ясно, объективно, и понимать, куда нужно двигаться и как действовать. Собственно, все стратегии духовной жизни - об этом, внутренняя борьба - об этом преодолении логики греха в пользу логики жизни по-божески (и, собственно, по-человечески). Церковная жизнь - это приобщение к Богу через таинства,которые Бог оставил для укрепления человека: Причастие (Таинство соединения с Богом), исповедь (в которой прощаются грехи) и так далее. Все делается ради того, чтобы человек мог перестроиться внутренне с греховных стратегий (которые он мог усвоить и неосознанно) на правильные, ведущие к Богу, к соединению с Ним, к Богообщению.

Как именно происходит эта перестройка, зависит от человека, от пути, который он выбирает. Если человек живет в миру, он перестраивает свое поведение, советуясь с духовником, но он руководствуется своей волей. Если человек уходит в монастырь, он поступает в послушание к игумену и полностью живет по его наставлениям, усваивая другую, не мирскую логику жизни (это большой разговор, я сейчас говорю кратко). Те стратегии подвигов, которые Вы упомянули - например, ношение вериг - это добровольно взятые на себя подвиги, о которых сам человек точно понимал, что они ему помогут справиться с грехом, например, с какими-то телесными проявлениями. Это не для всех, это очень особый путь, и он не ради самих страданий, а ради внутренней перестройки. То есть это не мазохизм, а одна из (!) возможных стратегий, которые кому-то помогали перестроиться внутренне. Повторю, это особый путь, не для всех.

Как Вы понимаете, подростки режут себе вены по другим причинам.
Что касается страданий, думаю, никто не будет спорить с тем, что в жизни человек сталкивается со множеством проблем и вопросов. Христианский взгляд на них отличается тем, что человек понимает, что, во-первых, Бог всегда с ним и всегда поможет преодолеть возникшие испытания, во-вторых, человек осознает, что в каждой ситуации нужно выбирать стратегии поведения, опираясь на определенные духовные законы. Например, не идти по пути греха, молиться, никогда не выбирать зло. Очень важный момент - смирение. О нем я Вам советую материал по ссылке. Если коротко, смирение - это способность видеть ситуацию максимально объективно и понимать, что в границах твоих возможностей, а что нет, и что в конечном итоге все зависит от Бога. На самом деле, так оценивать ситуацию и уметь спокойно принять, что есть вещи, с которыми ты ничего не сможешь сделать, - это очень сложно и, в общем, требует от человека искусства и доверия Богу. А искусство надо приобрести и опыт доверия Богу тоже, в общем, они являются плодом внимательной духовной жизни.

Специальное желание страданий или стремление к ним - это возможный путь, но, как и принятие на себя серьезных подвигов, путь в достаточной степени экстремальный. Он возможен только если человек сам осознает, что да, он хочет испытаний, он через них пройдет и укрепится. Если такой убежденности, подкрепленной реальными фактами собственного опыта, нет, я бы не советовал. Собственно, в духовной жизни стремление к подвигам не по силе называется неуместной ревностью, ревностью не по Богу, и является проявлением гордыни - серьезно завышенной (необъективной) оценки своих сил. Человек может просто надорваться, поэтому человеку, не очень опытному в духовной жизни, такие подвиги можно принимать на себя только после совета с духовником (по аналогии с тем, как спортивную нагрузку неопытный спортсмен может увеличивать только после совета с тренером, иначе получит травму).

Я бы советовал сосредоточиться на главное цели — том, к чему человек призван, и свои жизненные стратегии выстраивать, исходя из нее. И Вы увидите, что основа этой цели — это стремление к любви, радости, миру сердечному, а тактика — убирать изнутри все то, что этому мешает.

Теперь мы переходим к конкретным вещам, о которых Вы написали. Все эти книги — это не основное чтение, которое должно быть у православного христианина. Если их чтение не способствуют внутренней дисциплине и собранности, а просто расшатывают нервы, совершенно спокойно можно это все не читать, а сосредоточиться на молитве, участии в богослужениях и Таинствах, чтения Священного Писания с толкованием и серьезной духовной литературы более чем достаточно. Эти книги проверены временем, а та литература, о которой Вы пишете, в общем, такой проверки пока не прошла.

Монашескую литературу мирянам нужно читать аккуратно, потому что Вы же понимаете, что некоторые монашеские стратегии в мирской жизни и в жизни семейного человека нельзя реализовать.

Так что оставьте эти книги, читайте то, что Вам посоветует духовник и что помогает Вам сохранить внутреннее равновесие, думаю, в Вашем случае это будет правильным.

Храни Вас Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (31 голосов, средняя: 4,35 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Тамара
      Тамара3 недели назадОтветить

      Не ответ. На вопрос "почему" ответ "что делать"

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил3 недели назадОтветить

        Из 11-ти абзацев ответа о том, "что делать", говорят только 4. Ну и вопрос там несколько шире, чем "почему", там даже несколько вопросов.

    • Анна
      Анна1 месяц назадОтветить

      Одного Православие не может понять. что с Богом быть это жить проблемами Бога. У Бога проблема всех спасти. И ему статисты проживающие и наблюдающие за Ним, просто не нужны. Поэтому быть с Богом не самоцель. Надо встроится в Божественную работу, совместится с Его заботами и тревогами. А не просто жить с Богом. Это иждивенчество, и ни к чему оно не приведет. Плавно выпадешь из Царства понижаясь все ниже и ниже.

    • ольга
      ольга1 месяц назадОтветить

      Страдания у людей!!! На войне, в больнице, в тюрьме вот где страдания. И нужно самим иметь мозги , мало ли кто что скажет вам. Ходите в церковь, причащайтесь и живите своей жизнью. И не путайте монашеское с мирским. Одним актерам духовник посоветовал иметь столько детей, сколько Бог подаст. Они и наворотили 10 человек. А ведь всех их надо прокормить, обуть , одеть и выучить. Аборты опасны. Поэтому нужно предохраняться.Не в 17 веке живем.

    • Наталья
      Наталья2 месяца назадОтветить

      Автор статьи не ответил на вопрос. Вероятно, он сам не знает... Потому что после прочтения статьи возникает вопрос: все ли, кто надел черную рясу, имеет право распоряжаться духовным миром человека? Как обычному прихожанину отличить "правильного" духовного отца от "неправильного"? Я, например, не экстрасенс, чтобы различать схиигуменов. Я вообще плохо вижу.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков2 месяца назадОтветить

        Вы задаёте вопросы, на которые в журнале "Фома" -- много публикаций. В частности, отдельно писали о проблеме поиска духовника, теме лже-старчества и так далее. Не надо быть экстрасенсом. Ни для того, чтобы различать схиигуменов, ни просто. Если эта статья Вас не устроила, то можно найти другие. Повторяю, их много.

    • Вадим
      Вадим3 месяца назадОтветить

      Если человека учили тому, что Бога нет, а тут раз, и новое. А входя в новое - это тревожно, ибо знаний об этом новом пока нет. От этого и страшно человеку. В ответе на этот вопрос батюшка стоит на ложном мировоззрении о первородном грехе. По всему не очень хорошо знает что есть грех. Плюс в заблуждении от рассказа о Еве и Адаме. Жаль. Это говорит о том, что Батюшка не получил Святого духа для принятия писаний и стоит на ложном пути толкования его, как и многие другие. Бог создал нас для того, чтобы из нас сделать богов, таких же как Он. И дал нам в помощники еву- жизнь, жизнь земную в теле. И дал нам учение, исполняя которое человек становится Богом. И начинать надо его исполнять, чем раньше, тем лучше. И начинать надо с малого, - стараться не грешить. И помните. Чтобы получить результат от исполнения учения Христа, надо исполнять его полностью, и думать как это сделать. Для этого и дана нам жизнь

      • Анна
        Анна1 месяц назадОтветить

        Начинать надо с любви. Не грешить это значит - не жить. Потому что грех это ошибка в первую очередь, и не ошибается тот. кто ничего и не делает. поэтому призыв не грешить означает призыв не жить. Надо начинать с любви. А остальное потихоньку придет. Опыт важнее благочестивой жизни. А то живешь благочестиво, пока тебя за ворот держат. только ты этого не видишь. И величаешься над грешниками. как это покойный отец Дмитрий Смирнов делал. Ну и как говорится. на одну скамью подсудимых. Они грешили, ты осуждал. Поэтому начните с любви. или размышлений о любви. и не промахнетесь.

    • Наталья
      Наталья3 месяца назадОтветить

      Здравствуйте. Хорошая статья. Очень актуальная. Мне как-то один священник посоветовал читать книги для монахов. Я была в шоке, потому что замужем. Я потом ему про это сказала, он мне не поверил!!! Мне что, в каждый храм со свидетельством о браке ходить? Просто мне приходится иногда ездить по стране и я в разных храмах вынуждена бывать. Я в официальном, зарегистрированном браке очень давно. Мы не венчаны, но венчаться надо только тогда, когда оба супруга понимают зачем это нужно. Разве не так?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

      Иисус не отменял ничего из Ветхого Завета. Более того, он прямо говорит о необходимости его исполнения: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона" (Матфея 5:17-18) "Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" (Матфея 23:1-3) "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? " (Иоанна 5:46-47) "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят." (Луки 16:31)

      То же говорят и апостолы: "Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак." (Галатам 2:17)

    Загрузить больше комментариев
    Загрузить ещё