Почему Церковь - источник тревоги?

Вопрос читателя:

Добрый день!

Со времён моего воцерковления Церковь в моём сознании является активным источником тревоги: постоянные статьи в православных журналах о пришествии антихриста, в каждой церковной лавке нас в первую очередь встречает литература против абортов (даже тех, кто к абортам никогда отношения не имел), и уже в наши дни - коронавирусное противостояние. Если взять книги монахов о "правильности" жизни: "Такой-то сказал таким-то в напутствие на венчание, что супружеских обязанностей не иметь по праздникам, перед праздниками, ..." (далее идёт огромный перечень того, чего иметь ещё нельзя). Далее идёт о том, что рок-музыка от сатаны. Причём пишут это люди, "натягивая сову на глобус", не имея даже малейших познаний в искусстве. И жития святых, где, я так понимаю, приводятся примеры с "благочестивым вымыслом".

Смотрю на это и думаю: может, не надо было этого читать вообще? Так ведь и вообще вся православная жизнь у нас толкуется как претерпевание страданий. Тогда чем мы отличаемся от католиков, которые блох и вшей рассматривали как повод для духовного роста? Или от подростков, которые режут себе вены? Достаточно же зайти в музей, посмотреть на вериги монашеские, и сказать, что ради Христа можно творить с собой всё!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение! В Вашем письме несколько тем - про смысл христианской жизни, про стратегии христианской жизни, про страдания в жизни человека и восприятие страданий и про конкретную литературу, о которой Вы написали.

Я постараюсь написать о них последовательно, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Смысл жизни человека - в том, чтобы реализовать свое призвание, а призвание человека - это быть с Богом сейчас и в Вечности. Человек сотворен по образу и подобию Божию. По образу- это значит, что он обладает свободной волей, по подобию - значит, что, уподобляясь Богу, человек призван возрастать в любви, раскрывая свои таланты, сближаясь с Богом и с другими людьми, например, в чистом дружеском общении, в законном браке и так далее.

Почему все непросто? Потому что после грехопадения у человека появился опыт греха - ошибочного выбора, а ошибка заключается в том, что человек выбрал быть без Бога, в отрыве от Бога, то есть вне своего естественного состояния. Теперь каждый человек находится в состоянии выбора - быть с Богом или нет, выбирает путь, который ведет к Богу, или отдаляет от Него. Выбирать легко, когда есть ясное представление о действительности, и трудно, когда это представление искажено. Смысл духовной жизни в том, чтобы научиться видеть себя и действительность максимально ясно, объективно, и понимать, куда нужно двигаться и как действовать. Собственно, все стратегии духовной жизни - об этом, внутренняя борьба - об этом преодолении логики греха в пользу логики жизни по-божески (и, собственно, по-человечески). Церковная жизнь - это приобщение к Богу через таинства,которые Бог оставил для укрепления человека: Причастие (Таинство соединения с Богом), исповедь (в которой прощаются грехи) и так далее. Все делается ради того, чтобы человек мог перестроиться внутренне с греховных стратегий (которые он мог усвоить и неосознанно) на правильные, ведущие к Богу, к соединению с Ним, к Богообщению.

Как именно происходит эта перестройка, зависит от человека, от пути, который он выбирает. Если человек живет в миру, он перестраивает свое поведение, советуясь с духовником, но он руководствуется своей волей. Если человек уходит в монастырь, он поступает в послушание к игумену и полностью живет по его наставлениям, усваивая другую, не мирскую логику жизни (это большой разговор, я сейчас говорю кратко). Те стратегии подвигов, которые Вы упомянули - например, ношение вериг - это добровольно взятые на себя подвиги, о которых сам человек точно понимал, что они ему помогут справиться с грехом, например, с какими-то телесными проявлениями. Это не для всех, это очень особый путь, и он не ради самих страданий, а ради внутренней перестройки. То есть это не мазохизм, а одна из (!) возможных стратегий, которые кому-то помогали перестроиться внутренне. Повторю, это особый путь, не для всех.

Как Вы понимаете, подростки режут себе вены по другим причинам.
Что касается страданий, думаю, никто не будет спорить с тем, что в жизни человек сталкивается со множеством проблем и вопросов. Христианский взгляд на них отличается тем, что человек понимает, что, во-первых, Бог всегда с ним и всегда поможет преодолеть возникшие испытания, во-вторых, человек осознает, что в каждой ситуации нужно выбирать стратегии поведения, опираясь на определенные духовные законы. Например, не идти по пути греха, молиться, никогда не выбирать зло. Очень важный момент - смирение. О нем я Вам советую материал по ссылке. Если коротко, смирение - это способность видеть ситуацию максимально объективно и понимать, что в границах твоих возможностей, а что нет, и что в конечном итоге все зависит от Бога. На самом деле, так оценивать ситуацию и уметь спокойно принять, что есть вещи, с которыми ты ничего не сможешь сделать, - это очень сложно и, в общем, требует от человека искусства и доверия Богу. А искусство надо приобрести и опыт доверия Богу тоже, в общем, они являются плодом внимательной духовной жизни.

Специальное желание страданий или стремление к ним - это возможный путь, но, как и принятие на себя серьезных подвигов, путь в достаточной степени экстремальный. Он возможен только если человек сам осознает, что да, он хочет испытаний, он через них пройдет и укрепится. Если такой убежденности, подкрепленной реальными фактами собственного опыта, нет, я бы не советовал. Собственно, в духовной жизни стремление к подвигам не по силе называется неуместной ревностью, ревностью не по Богу, и является проявлением гордыни - серьезно завышенной (необъективной) оценки своих сил. Человек может просто надорваться, поэтому человеку, не очень опытному в духовной жизни, такие подвиги можно принимать на себя только после совета с духовником (по аналогии с тем, как спортивную нагрузку неопытный спортсмен может увеличивать только после совета с тренером, иначе получит травму).

Я бы советовал сосредоточиться на главное цели - том, к чему человек призван, и свои жизненные стратегии выстраивать, исходя из нее. И Вы увидите, что основа этой цели - это стремление к любви, радости, миру сердечному, а тактика - убирать изнутри все то, что этому мешает.

Теперь мы переходим к конкретным вещам, о которых Вы написали. Все эти книги - это не основное чтение, которое должно быть у православного христианина. Если их чтение не способствуют внутренней дисциплине и собранности, а просто расшатывают нервы, совершенно спокойно можно это все не читать, а сосредоточиться на молитве, участии в богослужениях и Таинствах, чтения Священного Писания с толкованием и серьезной духовной литературы более чем достаточно. Эти книги проверены временем, а та литература, о которой Вы пишете, в общем, такой проверки пока не прошла.

Монашескую литературу мирянам нужно читать аккуратно, потому что Вы же понимаете, что некоторые монашеские стратегии в мирской жизни и в жизни семейного человека нельзя реализовать.
Так что оставьте эти книги, читайте то, что Вам посоветует духовник и что помогает Вам сохранить внутреннее равновесие, думаю, в Вашем случае это будет правильным.

Храни Вас Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,25 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья 3 недели назадОтветить

    Автор статьи не ответил на вопрос. Вероятно, он сам не знает... Потому что после прочтения статьи возникает вопрос: все ли, кто надел черную рясу, имеет право распоряжаться духовным миром человека? Как обычному прихожанину отличить "правильного" духовного отца от "неправильного"? Я, например, не экстрасенс, чтобы различать схиигуменов. Я вообще плохо вижу.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 3 недели назадОтветить

      Вы задаёте вопросы, на которые в журнале "Фома" -- много публикаций. В частности, отдельно писали о проблеме поиска духовника, теме лже-старчества и так далее. Не надо быть экстрасенсом. Ни для того, чтобы различать схиигуменов, ни просто. Если эта статья Вас не устроила, то можно найти другие. Повторяю, их много.

  • Вадим
    Вадим 1 месяц назадОтветить

    Если человека учили тому, что Бога нет, а тут раз, и новое. А входя в новое - это тревожно, ибо знаний об этом новом пока нет. От этого и страшно человеку. В ответе на этот вопрос батюшка стоит на ложном мировоззрении о первородном грехе. По всему не очень хорошо знает что есть грех. Плюс в заблуждении от рассказа о Еве и Адаме. Жаль. Это говорит о том, что Батюшка не получил Святого духа для принятия писаний и стоит на ложном пути толкования его, как и многие другие. Бог создал нас для того, чтобы из нас сделать богов, таких же как Он. И дал нам в помощники еву- жизнь, жизнь земную в теле. И дал нам учение, исполняя которое человек становится Богом. И начинать надо его исполнять, чем раньше, тем лучше. И начинать надо с малого, - стараться не грешить. И помните. Чтобы получить результат от исполнения учения Христа, надо исполнять его полностью, и думать как это сделать. Для этого и дана нам жизнь

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    Здравствуйте. Хорошая статья. Очень актуальная. Мне как-то один священник посоветовал читать книги для монахов. Я была в шоке, потому что замужем. Я потом ему про это сказала, он мне не поверил!!! Мне что, в каждый храм со свидетельством о браке ходить? Просто мне приходится иногда ездить по стране и я в разных храмах вынуждена бывать. Я в официальном, зарегистрированном браке очень давно. Мы не венчаны, но венчаться надо только тогда, когда оба супруга понимают зачем это нужно. Разве не так?

  • Виталий
    Виталий 1 месяц назадОтветить

    Современное христианство превратилось в дьявольскую силу. А всё началось с ложной пропаганды псевдохристианских идей и "святого прослушания" перед иерархами церкви... «Во имя святого послушания, принеси мне то-то и то-то. Или убей того-то».

    Людей настраивали на это извращенное понимание смиренномудрия и под видом проповеди христианства проповедовали дьявольские идеи. Ссылаясь на цитаты Ветхого Завета из Второзакония, где нужно убивать за то и за это. Это одна из самых страшных книг Библии, с проповедью как раз того, что отверг Иисус. Очень немногие понимают это. Понимание среди православного священства настолько низкое Учения Иисуса Христа, что даже 10 заповедей, полученных Моисеем приписывают Иисусу Христу. И проповедники вещают об этом на всю страну.

    А псевдохристиане, ссылаются именно на Второзаконие (еврейскую Библию, Учение, которое отверг Иисус) и борьбе с которым он отдал свою жизнь, так как это учение было радикально противоложно Его Учению.

    Воспитанные монахи на этом псевдоучении, превратились в "дьявольских слуг", например, натравливая людей друг на друга в войнах или разжигаемой ненавистью к неправославным.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил 1 месяц назадОтветить

      Иисус не отменял ничего из Ветхого Завета. Более того, он прямо говорит о необходимости его исполнения: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона" (Матфея 5:17-18) "Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" (Матфея 23:1-3) "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? " (Иоанна 5:46-47) "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят." (Луки 16:31)

      То же говорят и апостолы: "Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак." (Галатам 2:17)

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    Пожалуйста, опубликуйте данный комментарий. Пытаюсь разместить его в третий раз. Спасибо.

    "Потому что после грехопадения у человека появился опыт греха - ошибочного выбора, а ошибка заключается в том, что человек выбрал быть без Бога, в отрыве от Бога, то есть вне своего естественного состояния".
    Не просто "у человека" - а у двух конкретных людей: Адама и Евы. И больше ни у кого. Кроме них, никто больше не имел опыта быть безгрешным и иметь жизнь после грехопадения с греховной природой. Мне кажется лукавством, когда в таких случаях пишут: человек выбрал быть вне Бога - как будто натягивают этот выбор на все человечество без исключения. Так делать нельзя, ибо этот выбор когда-то сделали только два конкретных человека, и всё. А мы по их вине и без своего свободного выбора уже рождается повреждёнными греховностью. Вот такая печаль.

    "Теперь каждый человек находится в состоянии выбора - быть с Богом или нет, выбирает путь, который ведет к Богу, или отдаляет от Него."
    Далеко не каждый. Например, миллиарды умерших младенцами не имеют такого выбора. Как и те,кто вообще не смог узнать о Боге. Так что совсем не каждый.

    "Выбирать легко, когда есть ясное представление о действительности, и трудно, когда это представление искажено. Смысл духовной жизни в том, чтобы научиться видеть себя и действительность максимально ясно, объективно, и понимать, куда нужно двигаться и как действовать."
    Такой абсолютно ясный выбор сделать невозможно. Никто из нас не имеет стопроцентно достоверных представлений о вечности: каким будет вечное блаженство и какими будут вечные мучения как следствие нашего выбора. При таких обстоятельствах в полном смысле свободного выбора мы не имеем.

    "...человек понимает, что, во-первых, Бог всегда с ним и всегда поможет преодолеть возникшие испытания".
    Бог всегда с человеком. Но помогает ли всегда преодолеть возникшие испытания? Есть множество примеров, когда человек сходит с ума от того, что не в силах понести посланное испытание. Например, после жёстокого изнасилования. Или после жёстокого убийства ребенка на глазах матери. Или когда человек умирает от разрыва сердца, инфаркта при страшных испытаниях. Действительно, есть много случаев, когда таких испытаний человек не выдерживает.

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    "Потому что после грехопадения у человека появился опыт греха - ошибочного выбора, а ошибка заключается в том, что человек выбрал быть без Бога, в отрыве от Бога, то есть вне своего естественного состояния".
    Не просто "у человека" - а у двух конкретных людей: Адама и Евы. И больше ни у кого. Кроме них, никто больше не имел опыта быть безгрешным и иметь жизнь после грехопадения с греховной природой. Мне кажется лукавством, когда в таких случаях пишут: человек выбрал быть вне Бога - как будто натягивают этот выбор на все человечество без исключения. Так делать нельзя, ибо этот выбор когда-то сделали только два конкретных человека, и всё. А мы по их вине и без своего свободного выбора уже рождается повреждёнными греховностью. Вот такая печаль.

    "Теперь каждый человек находится в состоянии выбора - быть с Богом или нет, выбирает путь, который ведет к Богу, или отдаляет от Него."
    Далеко не каждый. Например, миллиарды умерших младенцами не имеют такого выбора. Как и те,кто вообще не смог узнать о Боге. Так что совсем не каждый.

    "Выбирать легко, когда есть ясное представление о действительности, и трудно, когда это представление искажено. Смысл духовной жизни в том, чтобы научиться видеть себя и действительность максимально ясно, объективно, и понимать, куда нужно двигаться и как действовать."
    Такой абсолютно ясный выбор сделать невозможно. Никто из нас не имеет стопроцентно достоверных представлений о вечности: каким будет вечное блаженство и какими будут вечные мучения как следствие нашего выбора. При таких обстоятельствах в полном смысле свободного выбора мы не имеем.

    "...человек понимает, что, во-первых, Бог всегда с ним и всегда поможет преодолеть возникшие испытания".
    Бог всегда с человеком.Но помогает ли всегда преодолеть возникшие испытания? Есть множество примеров, когда человек сходит с ума от того, что не в силах понести посланное испытание. Например, после жёстокого изнасилования. Или после жёстокого убийства ребенка на глазах матери. Или когда человек умирает от разрыва сердца, инфаркта при страшных испытаниях. Действительно, есть много случаев, когда таких испытаний человек не выдерживает.

Загрузить ещё