Вопрос читателя:
Бытует мнение, что человек спасётся верой. Возьмём двух гипотетических людей. Один искренне верит во Христа, ходит в храм, постится, причащается, но не видит, что грешен и портит жизнь всем окружающим. Злобен и по сути не соблюдает заповеди, так как эгоистичен и видит в других только пороки, не любит ближнего. Другой верит в Бога, но редко бывает в храме, не постится, редко причащается, милосерден и сострадателен не из любви к Богу, а по своей сути. Считает себя грешным и поэтому прощает всех ближних, так как видит в их поступках не злой умысел, а слабость человеческую. Кто прав?
Александра
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогая Александра!
У меня сразу возникает вопрос, с какой целью Вы смоделировали эту ситуацию и не стоит ли за Вашим вопросом желание оправдать Ваши личные сложные отношения с Церковью.
Что касается ситуации, она смоделирована, я бы сказал, с натяжкой.
«Вера без дел мертва», — сказано в Послании Иакова (2:26). Если человек искренне верит во Христа, это означает не просто принятие догматов Церкви, но и принятие Его заповедей и, говоря по-простому, предложенных Им моделей поведения. Об этом можно прочитать следующие материалы:
- Нагорная проповедь: какие новые заповеди принес людям Христос
- Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей
Духовные практики, в том числе исповедь, предполагают внутреннюю работу человека над собой. Цель такой работы — внутренняя перестройка, с тем чтобы жить по-Божески, по любви к себе и к ближним. Ситуация, при которой христианин «злобен и по сути не соблюдает заповеди, так как эгоистичен и видит в других только пороки, не любит ближнего» означает, что человек неправильно понимает и ведет духовную жизнь и нужна ее переоценка и, говоря языком современным, пересборка под руководством духовника. Иначе получается, что духовная жизнь человека не идет, а есть только ее какой-то внешний вид.
Второй человек в Вашем примере нарисован как такой симпатичный духовный самородок: в Церкви не нуждается, Бог где-то в стороне — а человек сам, «по своей сути», милосерден, и вообще поступает удивительно смиренно и мудро.
Тут у меня два вопроса: откуда человеку известен принцип и опыт такой милосердной жизни и откуда берется его такая удивительно христианская суть? Не на пустом ведь месте, правда? Значит, кто-то когда-то подал человеку такой пример. И, возможно, не отдавая себе в этом отчет, человек получил отчасти христианское воспитание, которое позволило ему внутри себя реализовать заложенный в нем образ Божий.
При этом надо садиться и разбираться, почему человек редко бывает в храме, кто для него Христос и почему он полагает, что живет так правильно без Бога. Ведь человек создан Богом и живет в Вечности именно благодаря согласию с Ним и общению с Ним. Если этого общения нет, больше того, если человек в силу каких-то неверных, искривленных восприятий Бога из своей жизни убирает или как-то делает вид, что он справляется без Него. В итоге человек лишает себя общения с Богом и через молитвы, и через участие в Таинствах Церкви. Как с ним Господь будет разбираться, у меня ответа нет. Но я бы советовал такому человеку задуматься о том, Кто для него лично Христос.
Так что неправы оба, просто по разным моментам.
С Богом!

