Вопрос читателя:

Добрый день. Помогите понять выражение «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

Понятно, что речь идет о Богородице. Но при чем здесь бестелесные существа херувимы и серафимы? И вообще, как это выразить современным языком? Может, она честнее, чем херувимы, и славнее, чем серафимы? Хотя почему её надо с ними сравнивать? Кто они по сравнению с ней?

Отвечает иерей Сергий Ширапов:

Добрый день!

В этой молитве мы восхваляем Богородицу, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов.

(По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения).

То есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех — не только людей, но и святых Ангелов, причем самых высших — Херувимов и Серафимов, которые находятся ближе всех Ангелов к Богу и более всех их посвящены в Его Тайны. «Бог-Любовь огнь есть поядаяй», — процитирую книгу «Невидимый мир ангелов». Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества. Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог — «выну», т. е. вечно светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими преимущественно перед всеми другими чинами.

Теперь посмотрим на Богородицу. Если Серафимы только созерцают Огонь Божьей Любви и частично отражают его низшим чинам и людям (как уста пророка Исайи были очищены Серафимом с помощью горящего угля), то Матерь Бога носила этот Огонь внутри Себя под сердцем и осталась жива, потому Её прообразом и является неопалимая купина, которую видел Моисей. Как там куст горел и не сгорал, так и тут Дева, человек, имела внутри Огонь поядающий — Бога и не сгорела.

Если Херувимы могут постигать Свет Божества, то Богородица — Матерь Этого Света в том плане, что зачала и выносила Богомладенца. Потому мы Её так величаем. И Она является наивысшим из Божьих Творений, поскольку была достойна родить Своего Создателя и этим освящена еще больше.

«Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери», — пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов.

Если сосуд для Причастия мы не наполняем ничем другим и стараемся его хранить паче других сосудов, то тем более Богородицу, вместившую Бога.

Помоги Вам Бог!

На заставке: икона Божией Матери «Знамение», фрагмент

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
5
1
Сохранить
Поделиться: