Вопрос читателя:
Благословите, батюшка! Зачем Бог создал человека? Я читал ответы на этот вопрос, сводящиеся к тому, что Господь самодостаточен, а человека сотворил от избытка любви, чтобы сделать его сопричастным Своей славе и жизни. И сделал это, несмотря на то что знал, что человек падет и не все спасутся. Но по-другому никак, потому что Бог наделил человека свободой и хочет, чтобы тот сам выбрал любовь ко своему Творцу. В целом эта позиция многих отцов современности понятна. Учитывая, что Бог-Троица, Бог самодостаточен, всесилен и не может грешить, почему тогда Господь выбрал тот вариант, который мы имеем, вместо того, например, чтобы родить (или другим Божественным способом произвести от Себя) другие лица, помимо Сына и Святаго Духа? Надеюсь, в этом не содержится хулы на Бога. Я не опровергаю никакие догматы и не обвиняю Бога, просто хочу понять. И все лица были бы одним Богом, жили бы в совершенной любви и не могли бы, естественно, согрешить и отпасть от Бога и тем самым удостоиться участи вечной смерти?
Заранее благодарю.
Дмитрий
Ответ священника:
Здравствуйте, Димитрий! Христос Воскресе!
Вы абсолютно верно повторяете основные богословские положения из антропологии Священного Писания. Они достаточно полно изложены, чтобы стало понятно, что Вы хорошо с ними знакомы.
Однако все эти положения исчерпывают лишь то знание о Боге, которое мы имеем от Него же. Очевидно, что оно очень и очень ограничено. Но знаем мы именно то, что знаем. Бог Слово, Сын Божий — Единственный, Единородный. Другого такого или подобного Ему нет. Это всё что мы знаем.
Здесь богословие подобно физике. Оно описывает реальность и только. Если физика описывает реальность тварного мира, то богословие описывает то знание о Боге, которое имеется в Божественном откровении. И только. Большего мы просто не знаем.
Мы не можем рассуждать о том, почему Бог сделал так или не сделал иначе по одной простой причине: мы не можем достаточно знать Бога для того, чтобы понять Его мотивы. Об этом хорошо говорит пророк Исайя: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8-9). Неслучайно поэтому высшим богословием считается не катафатическое, а апофатическое, которое определяет Бога не через утверждения, а через отрицание.
Нам остается лишь смирить свой гордый разум и принять реальность такой, какова она есть. Господь дал нам Сына Своего Единородного, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную. И не отнял нашей свободы, которой, как показал пример праотцев, мы пользуемся не всегда ответственно.
Слава Богу за всё!