Этот парень пришел к нам, в Санкт-Петербургский корпункт “Фомы” из известной городской газеты. Чем-то похожий на молодого археолога: с бородкой, рассеянным взглядом и ноутбуком, полным фотографий. “Хотел бы с вами сотрудничать”... – “А что же газета – разонравилась?” – “Думаю, что у журнала или газеты должна быть какая-то мотивация, какой-то смысл существования. В “Фоме” я такой смысл вижу, в своей газете – нет”. Подумалось - интересный парень, какое-то новое поколение "не-пепси". Закончил в одном университете курс кинооператора, теперь учится в другом - на режиссера, плюс на факультете фотокорреспондентов при СПб Союзе журналистов. Подрабатывает в Мариинском театре осветителем. Слушает епархиальное радио "Град Петров", знает музыку "Аквариума" 80-х годов, восхищается балериной Ульяной Лопаткиной. Ему почему-то неинтересны пиво, сигареты и ночные клубы, зато интересно множество других вещей.
...Закрутили - замотали повседневные дела, и встреча забылась. Но когда группа подростков из нашего прихода собрались поехать по трем северным монастырям Ленинградской области, вдруг пришла в голову мысль позвать нового знакомца. Пишу SMS- сообщение: "Хочешь поехать с ребятами по монастырям на четыре дня?" - "Хочу. Я никогда не был в монастырях". - "Только там "удобства" на улице. да еще и работать нужно. Не испугаешься?" -"Не испугаюсь. Я вообще-то работящий" - "Спальник есть?" - "Есть, есть"...
Вот так двадцатидвухлетний Янис Чилов, в крещении Иоанн, отправился в первое в своей жизни паломничество. Оттуда он привез множество фотографий, впечатлений и теплые чувства к новым друзьям...

Анна ЕРШОВА

Побег из города

Когда я был младше, я обожествлял лес. Верил, что он всемогущ, он все про меня знает. Лес может сделать так, чтобы я никогда из него не вышел, и в то же время он оберегает меня от искушений. Здесь просто невозможно испытывать уныние. Под могучими кронами громадных стволов чувствуешь “единочество”. Вроде ты – один, и в то же время един.
Я верю в высшую идею, которую называют Богом. Я так хочу, и это мне необходимо. Крайний материализм заводит человечество в холодный тупик. И мы все становимся заложниками своих или коллективных иллюзий. Быть может, это просто поиски истины выступают как поиски Бога. С одной стороны – “высшая идея”, с другой – удобное оправдание трусости и невмешательства: я не приемлю Бога, именем которого прикрывается пассивность человека, его равнодушие к творящемуся вокруг. Так тоже бывает.
Церковь посещаю редко. Хожу по храму, разглядываю иконы, наблюдаю за людьми. Мне необходимо встречать тёплые взгляды. Люди на улицах, все, казалось бы, разные, одинаково кичатся своими невероятными качествами, которых почему-то никто не видит. В церкви я не чувствую никакой иерархии, все равны. Церковь помогает мне перенастраивать свою “оптику”, видеть в каждом, и в себе в том числе, самое главное.
Меня в людях всегда пугала неспособность видеть все с высоты птичьего полета. Вот в любом деле так нужно: наблюдать себя со стороны и замечать свои, порой бессмысленные, действия. Потому что вроде что-то одно строим, но каждый гребет под себя. Самое главное – видеть картину целиком. Я думаю, вера помогает в этом.
Ощущения задавленности бытом, порабощения чуждыми мне силами часто будят во мне Одиссея. Эта паломническая поездка была у меня впервые. Очень интересный опыт. Такой неожиданно обретенный естественный мир, как некий контраст городу.
Мой отец может построить дом. А вот я уже нет.
В городе это ненужное умение. Здесь нельзя почувствовать запах распиленного дерева, здесь это прикладное. Многоэтажка, а к ней два дерева. Иллюзорные жизненные зацепки, карьера. Как безумные, в вихре ларечной порнографии и кулинарных телешоу, люди, настроенные на успех, готовы уничтожить все, что не вписывается в их картину мира и хоть как-то мешает им поддерживать свое бессмысленное пребывание на земле. Я давно разочаровался в “городе”, и деревенские часовенки меня греют намного больше городских храмов.

Побег из города
Покрово-Тервенический женский монастырь

Побег из города
Въезд в Покрово-Тервенический женский монастырь

Побег из города
Юные паломники вместе во Введено-Оятском женском монастыре

Побег из города
Покрово-Тервенический женский монастырь

Покрово-Тервенический женский монастырь похож на маленький улей, где каждая пчелка трудится для общего блага. Тервеничи, ка ки многие затерянные деревушки, вызывают во мне какие-то противоречивые ощущения и желание проникнуть в эту жизнь, не потревожив девственный покров. Влиться в местное бытие, не подняв ила. Отец Александр, клирик Покрово-Тервенического монастыря, разоблачил мое ложное представление о священнослужителе. Это, прежде всего, человек, способныйне только убедительно говорить, но и подтверждать свои слова делом. Несмотря на недостаток свободного времени, отец Александр очень тепло встретил нас и рассказал про "земные проблемы" монастыря. Отец Александр не строит иллюзий, что кто-то приедет и поможет, чиновник или градоначальник внесет нужную сумму денег в общее дело, и все закрутится само собой: излечатся наркоманы, накормятся нуждающиеся, и наконец-то все мы обретем "истину". Он сам ищет какие-то пути и не способен мириться со сложившимися обстоятельствами, как всякий, кто называет себя Человеком. Для меня это главное: человек дела".

Побег из города
Просторы возле деревни Тервеничи Ленинградской области

Побег из города
Трапезная во Введено-Оятском женском монастыре

"Я ничего не смыслю в иконной живописи и не могу судить об уровне письма матсеров в Покров-Тервеническом монастыре. Вроде все замечательно: и сюжеты узнаваемы, и герои. Но нет в этом какой-то потрепанности что-ли... Иконам не хватает трещинок и размывов. Краски должны быть тусклыми и не такими броскими. На мой взгляд и вкус, это необходимо. Может быть, время исправит эти "недостатки". Похожие росписи были и во Введено-Оятском женском монастыре. А в Александро-Свриском мужском монастыре меня потрясло, как был расписан храм изнутри, под самым куполом. голова кружилась".

Побег из города

Побег из города
Росписи в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре

Побег из города
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы во Введено-Оятском женском монастыре

Побег из города
Покрово-Тервенический женский монастырь, часовня над чудотворным источником

0
0
Сохранить
Поделиться: