
Вопрос читателя:
Доброго времени! Какие есть критерии в православии, чтобы текст можно было причислить к категории Священных? Обязательно ли, например, чтобы текст имел определенного автора?
Юрий
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Юрий! Формирование канона книг Священного Писания — длительный и интересный процесс в истории ранней Церкви. О нем есть статья на нашем сайте.
Здесь же скажу, что главным критерием признания того или иного текста частью Священного Писания служило признание его таковым соборным разумом Церкви, так называемым «согласием отцов» — древним принципом верификации подлинности текстов, сформулированным в V веке преподобным Викентием Лиринским:
«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».
Отцы Церкви и поместные соборы IV века создавали списки Священных книг: 85 Апостольское правило, 60 правило Лаодикийского собора, 39-е послание Афанасия Великого о праздниках, Стихи святого Григория Богослова, Стихи святого Амфилохия Иконийского, 33 правило Карфагенского собора. В 692 году на Трулльском соборе все эти правила были приняты вторым правилом этого собора как обязательные для всей Церкви. Однако на практике канон Священного Писания, особенно в ветхозаветной части, сформировался к началу книгопечатания.
При этом нужно отметить два момента. Во-первых, несмотря на длительность формирования канона, принцип согласия отцов оставался неизменным, во-вторых, за пределами Писания для православного христианина лежит обширное Предание Церкви, которое, не будучи формализованным, остается важным для спасения души, поскольку содержит множество важных истин духовной жизни.