Журнал «Фома» открывает новую рубрику "Попытки рая на Земле". Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. Начнем мы с идеального государства Платона.
Кто: великий древнегреческий философ Платон
Где: в Древней Греции и на Сицилии
Когда: V век до Р. Х.
Когда Платон в очередной раз отправлялся в дальнее плавание по морю в Сиракузы на Сицилии, чтобы уговорить тамошнего тирана Дионисия Старшего построить идеальное государство, он не знал, что все кончится продажей его, философа, в рабство…
А начиналось все с того, что Платон написал диалог «Государство», в котором изложил знаменитое учение об идеальном государстве. В нем он доказывал, что государства до тех пор не избавятся от бед и неустройств, пока философия и власть не объединятся и не станут действовать сообща, в тесном союзе:
«Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – их много, – которые ныне порознь стремятся либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно».
Государство, 5-ая книга
Платон попытался воплотить эту свою идею в жизнь. Он начал искать такого правителя, который мог бы заинтересоваться его философией, чтобы привести в согласие со своими философскими идеалами его государство. Он знакомится на Сицилии сначала с тираном Сиракуз Дионисием Старшим (кстати, слово «тиран» у древних греков не несло обязательной отрицательной нагрузки и могло значить просто «единоличный правитель, обладающий неограниченной властью»), а потом его сыном – Дионисием Младшим, который стал править Сиракузами после своего отца.
Их обоих он пытается научить справедливости («О справедливости» – другое название диалога Платона об идеальном государстве) и добродетели, получить своего рода опытную территорию для воплощения своих философско-государственных идей. Но из этого ничего не выходит. Хотя оба тирана поначалу проявляют интерес к платоновским идеям, они его быстро теряют и даже проникаются враждой к Платону. Дионисий Старший так рассердился на Платона за его попытки ограничить тираническую власть, что он организует продажу Платона в рабство, сопровождая это насмешливыми словами: «Это ему нисколько не повредит, ведь он – человек справедливый и даже находясь в рабстве, будет счастлив». Из рабства Платона потом выкупают его ученики.
Тем не менее, Платон проявляет большую настойчивость. Трижды он ездит на Сицилию со своими идеальными планами, и трижды его постигает неудача. После этого, как говорит древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в трактате «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «более он государственными делами не занимался, хоть из сочинений его и видно, что он был государственный человек. Дело в том, что народ уже свыкся с совсем иными государственными установлениями».
Так первая, наверно, историческая попытка построения идеального государства натолкнулась на одно из главных препятствий – отсутствие идеального правителя, который мог бы принять философские идеалы настолько близко к сердцу, что никогда уже не стал бы от них отступать. Различные страсти помешали тогда, да и всегда будут мешать действовать так, как того требует та или иная умозрительная, идеальная схема, пусть трижды справедливая и разумная. Человеческий фактор, ничего не поделаешь…
Хотя, надо сказать, идеальное государство Платона мало походило на рай и не обещало особого райского блаженства. Подразделяя население на три сословия – правящих философов, воинов и ремесленников и крестьян – Платон вводил для первых двух, самых главных сословий очень жесткие правила. Они не должны были ничего иметь в своей собственности, у них не должно быть своих семей и даже домов, даже пищу они должны били принимать сообща. Жены, дети, дома, еда – все общее. Настолько, что про любую вещь в идеальном государстве Платона надо говорить не «моя» или «твоя», а только «наша». Все это нужно было для того, чтобы философы и стражи могли всецело посвятить себя служению государству и общему благу, и чтобы ничто не отвлекало их от этого служения:
«– Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.
– Да, мы в этом согласились.
– И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.
– Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве».
Государство, 8-ая книга
Платон считается одним из предшественников утопического коммунизма. И суровый аскетизм, как у него, встречается и в других утопических проектах. Ведь что кому принадлежать и почему, в этих схемах решается исходя из представлений об общем благе, а они у разных авторов могут быть весьма причудливы. Главное, что авторы подобных утопий свято уверены в том, что они точно знают, что человеку нужно, а любые отступления от предписанных ими норм толкуют как неразумие и неповиновение. И когда подобные утопии пытались воплотить в жизнь, они оборачивались ужасным насилием над человеком и его свободой. Но об этом более подробно мы поговорим в следующих рассказах о попытках построения рая на Земле.
На заставке фрагмент головы Платона. Римская копия с греческого оригинала.
Источник фото wikipedia.org