М. : АСТ, 2018. — 416 с. — (Новый Алексей Иванов).
Новый роман Алексея Иванова «Пищеблок» может сразу оттолкнуть часть читателей просто в силу выбранного жанра. Потому что формально это хоррор, литература ужасов. Однако роман о вампирах — на самом деле вовсе не о вампирах, вампирская тематика хоть и образует основу сюжета, но не самоценна, она — всего лишь метафора очень важных и очень реальных вещей.
Действие романа происходит в 1980 году в пионерском лагере. Удивительно точно и психологически достоверно выписаны все герои — дети и взрослые, главные и второстепенные. Главных двое — 12-летний пионер Валерка и вожатый-студент Игорь, повествование попеременно ведется то от одного, то от другого лица. Именно им предстоит обнаружить, что за такой обычной, скучноватой жизнью пионерлагеря скрывается жуткая изнанка. Среди детей и взрослых обнаруживаются вампиры, и в смертельную борьбу с их «мастером» вступают и мальчик, и юноша.
Но чьей метафорой оказываются тут вампиры? На первый взгляд кажется, что темных сторон советской действительности. Но на самом деле вампиры тут — зло не социальное, а инфернальное, такое зло, компромисс с которым невозможен. При том инфернальное теснейшим образом сцеплено с социальным. На инфернальность и вообще на духовное измерение темы автор указывает множеством мелких деталей. Конечно, вампиры — вымысел, но если принять условия литературной игры, то взглянуть на них можно по-разному. Возможен взгляд Пелевина (роман «Empire “V”»), грустно-циничный, а возможен взгляд Иванова — при всех оговорках, в целом христианский.