Печать Каина
И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт 4:15).
Печать Каина или Каинова печать — это отличительный знак первого убийцы, Каина, который указывал на совершенное им преступление и в то же время защищал его от отмщения. В наше время о каиновой печати говорят применительно к преступнику, который выдает себя по каким-то внешним признакам.
Печать Каина: значение фразеологизма
Фразеологизм «каинова печать» означает некий внешний, видимый всем признак, выдающий человека, совершившего тяжкое преступление. С давних пор люди судили по лицу о характере и прошлых деяниях человека, считали, что черты лица и мимика способны выдать преступника. Так ли это — вопрос дискуссионный. Выдающийся криминалист прошлого века А. Ф. Кошко пишет об этом: «Обычно принято думать, что злодей, имеющий на душе ряд убийств, должен внешностью своей непременно отражать это Божеское проклятие, эту каинову печать. На самом деле ничуть не бывало: среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже и люди приветливой внешности». В переносном смысле «каинова печать» — это дурная слава, преследующая человека, некий отпечаток порочности, в результате чего другие люди уже при первой встрече с ним относятся к нему с подозрением.
Похожие выражения с тем же значением существуют и в других языках: в английском — Cain’s mark, в немецком — Kainsmal или Kainszeichen. В христианских странах убийцу, у которого «на лице написано», что он злодей, сравнивали с Каином — первым убийцей, из зависти умертвившим своего брата Авеля. После совершенного Каином убийства Бог дал ему некий отличительный знак. Согласно Библии, этот знак был виден каждому.
Печать Каина в Библии
Выражение «печать Каина» берет начало из книги Бытие:
И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт 4:15). Современный перевод Российского Библейского общества звучит так: «И Господь отметил Каина особым знаком, чтобы встречные не смели его убить». Обратим внимание, что этот знак, или печать, не только метил убийцу, но и защищал его от гнева других людей, готовых воздать ему равной мерой наказания. Этот особый знак был еще и даром Бога Каину, который боялся отмщения за кровь Авеля от других людей (вероятно, имелись в виду потомки Адама от других его сыновей, в том числе праведного Сифа).
В греческом тексте стоит слово «семейон», а по-еврейски «от». И то, и другое слово можно перевести как «условный знак» и как «знамение» в значении сверхъестественного явления, сотворенного Богом.
Как выглядит каинова печать
Текст Священного Писания ничего не говорит о том, как выглядела каинова печать. Иудейские мудрецы спорили, каким же отличительным знаком Бог пометил Каина: по одним мнениям, у Каина вырос рог, а по другим, Бог начертал ему на лбу одну из букв Своего имени, а приверженцы каббалы утверждают, что это буква вав (ו). Еще одно иудейское толкование гласит, что Бог дал Каину пса, который никогда не отлучался от него.
Святые отцы развивали эту мысль в ином направлении. Многие из них полагали, что после братоубийства Каин изменился настолько, что один только взгляд на него вызывал содрогание. Это не обязательно подразумевает, что лицо Каина было обезображено. В церковнославянском переводе слов Бога, обращенных к Каину, говорится что первый убийца должен был ходить по земле, стеная и трясясь: стеня и трясыйся будеши на земли (Быт 4:12). Поэтому, например, святитель Димитрий Ростовский полагал, что убийцу нетрудно было отличить по этому признаку, так что само определение Божие о Каине было знамением. Также на внешность Каина наложило отпечаток его внутреннее состояние: ужас вражды с Богом и отчаяние от боязни грядущего возмездия было невозможно скрыть от окружающих. Еще одно прочтение текста допускал святитель Филарет Московский. Он считал, что Бог в удостоверение Своих слов, что Каин не будет умышленно убит, сотворил перед Каином чудо, которое и было названо в Библии знамением.
История печати Каина
Вот что рассказывается о Каине и его печати в книге Бытие.
Каин был первенцем Адама и Евы, первозданных людей, а Авель, брат его, — вторым сыном. Каин был земледельцем, а Авель — скотоводом. Однажды пошли они принести жертву Господу. Каждый возложил на жертвенник часть из плодов своего труда. Бог принял жертву Авеля, а Каинову не принял. Это не значит, будто Бог любит приношения животных в жертву больше, чем посвящение ему плодов растений: главное, чего не хватало Каину и что было у Авеля, — это вера, как объясняет апостол Павел в Послании к Евреям (Евр 11:4). Вера Авеля проявилась в делах: он посвятил Богу лучшее из стад своих; а жертву Каина обычно описывают словами «на тебе, Боже, что нам негоже». Но вместо того, чтобы подумать над своим поведением, Каин озлобился на Авеля и убил его из зависти, в чем так и не раскаялся. Более того, он нагло заявил Богу: «Разве я сторож брату моему?» Приговор последовал незамедлительно: земля больше не будет давать плод Каину, и он станет изгнанником и скитальцем (буквально — стенающим и трясущимся) на земле. Чтобы никто, встретив убийцу, не вознамерился причинить ему то же самое, Бог сделал ему знамение или, другими словами, наложил на Каина печать.
Каинова печать в культуре
Писателю В. Г. Короленко принадлежит рассказ «Убивец» о крестьянине Федоре Силине, который, лишившись семьи и имущества, пустился в духовные поиски. В тюрьме, куда он отправился добровольно, Федор встретил «настоящего праведника» — Безрукого, который на самом деле был сектантом, проповедовавшим суеверие, что, мол, не согрешишь — не покаешься. Вскоре Федора из тюрьмы отпустили, освободился и сам Безрукий. «Старец» подговаривал Силина убить барыню с детьми, но тот поднял топор на своего наставника. После этого убийства заблудший крестьянин и познал путь покаяния. В том, что на нем лежит каинова печать, Федор Силин был уверен: не только сибирские разбойники, даже лошади стали его бояться как заколдованного, все чуяли в нем грех.
Поэт Е. Евтушенко в стихотворении «Каинова печать» рассуждает, насколько широко грех убийства распространился в человеческом роде. Человеку привычно гнушаться убийства, но «голоса фарисейские, фашистские, сладко-злодейские» всё равно склоняют его к мысли об оправданности убийства, которое лишь перегиб «в общем, правильном» пути. Видами убийства автор считает растление невинных душ оправданием и пропагандой злодейства, причинение вреда своему телу и душе, надругательство над чувствами любящего человека. Единственное убийство, которое не запечатлевает человека знаком Каина, — это убийство Каина внутри самого себя, убийство всякой тяги к причинению вреда ближнему, пусть даже прикрытой благовидными мотивами.